суббота, 30 апреля 2016 г.

Жемчужина русской литературы: фотографии из жизни Алексея Максимовича Горького


Алексей Горький – по истине один из выдающихся и самых издаваемых в Советском Союзе писателей. Признан идеологом богостроительства, а позже принят за основателя социалистического реализма. В нашем обзоре представлены фотографии этого исключительного мыслителя 20 века и его семьи.

1. Портрет Максима Горького



Портрет Максима Горького в белой косоворотке. Город Нижний Новгород, 1898-1899 год. Фото: M. P. Dmitriev

2. Портрет Горького с сыном



Портрет А. М. Горького с сыном Максимом. Город Нижний Новгород, 1899 год. Фото: M. P. Dmitriev

3. Горький с женой и сыном



Горький с женой и сыном. Город Нижний Новгород, 1900 год. Фото: M. P. Dmitriev.

4. Горький с женой



А.М. Горький с женой
5. Жена Горького с сыном



Пешкова, жена Горького с сыном Максимом. Город Нижний Новгород, 1900 год. Фото: M. P. Dmitriev.

6. Жена Горького



Е. П. Пешкова, жена А. М. Горького. Город Нижний Новгород,1901 год. Фото: M. P. Dmitriev.

7. Горький с семьей



А.М Горький с семьей.

8. Горький и Шаляпин



Горький и Ф.И. Шаляпин на Моховых горах[IMG=]

9. Горький, Пятницкий и Скиталец



Горький, Пятницкий и Скиталец

10. Горький на сцене Народного дома



Горький на сцене Народного дома. 1903 год.

11. Максим Горький и Антон Павлович Чехов



Максим Горький и Антон Павлович Чехов

12. Горький и Толстой



Горький и Толстой.

13. Горький и Шаляпин



Горький и Шаляпин.

14. Горький и Ягода на Беломорканале



Горький и Ягода на Беломорканале.

15. Горький и Сталин



Горький и Сталин.
Источник:

Что нужно знать о георгиевской ленте


Георгиевская лента стала символом русской военной славы и верности России. Принято считать, что три оранжевые полосы означают пламя, а две чёрные — дым. Но есть и другие версии.

Лента боевой славы



Георгиевская лента была учреждена Екатериной II во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырёхконечной золотой звездой. Традиционно считается, что чёрный цвет на георгиевской ленте символизирует дым, а оранжевый – пламя. Об этом писал в 1833 году граф Джулио Ренато Литта:

«Бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня».

Но есть и другие трактовки. По мнению генерала французской армии и фалериста Сержа Андоленко, цвета ленты воспроизводят цвета государственного герба (чёрный орёл на золотом фоне). Есть также версия о том, что цвета символизируют смерть и воскрешение Святого Георгия Победоносца.

Георгиевская лента была неотъемлемой частью медалей, которыми награждались за участие в успешных войнах или сражениях с внешним врагом: «За храбрость в водах финских», «За турецкую войну 1828-1829 годов», «За защиту Севастополя».

Некоторые награды выдавались на комбинированных лентах: «За турецкую войну 1877-1878 годов» (Андреевско-Георгиевская лента), «В память русско-японской войны» (Александровско-Георгиевская лента).

Бывали и исключительные случаи награждения. Так, генерал-лейтенант Александр Лукомский за отличное проведение мобилизационных мероприятий 1914 года был удостоен ордена Св. Владимира на Георгиевской ленте. Эту награду в шутку называли «Владимир Георгиевич».



Георгиевский бант

До революции в случаях, когда вручение ордена было невозможным, героев награждали лентой. При третьем награждении орденом Святого Георгия к орденской ленточке крепился чёрно-оранжевый бант.

Выражение «полный бант» получило также и второе, переносное значение. Так называли человека, получившего все мыслимые награды.



Георгиевская или гвардейская?



Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», учреждённой указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Как и Георгием, этой медалью награждались исключительно военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны.
Однако, есть мнение, что георгиевская лента военного и послевоенного времени была не георгиевской, а гвардейской: и на Ордене Славы, и на медали «За победу над Германией». Терминологические споры на эту тему продолжаются и сегодня.


Переходящий символ

В годы революции и Гражданской войны георгиевская лента стала одним из главных символов Белого движения. Так, во время ярославского мятежа восставшие отличали своих по лентам, закреплённым на одежде. Это было удобно – не требовалось знаков различий. Офицеры носили георгиевские ленточки в петлицах и на фуражках, а также георгиевский шеврон на левом рукаве.

По мнению историка Алексея Каревского, восставшие даже воевали под Георгиевским знаменем и трёхцветным российским флагом.

Георгиевскими лентами также награждали коллаборационистов из РОА и КОНР. Многие солдаты власовской армии были георгиевскими кавалерами.

Георгиевские регалии

Интересно, что георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знамёнам и штандартам.

В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась чёрно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями шириной в 1 вершок (4,44 см).

Первые Георгиевские знамёна были выданы Киевскому гренадерскому, Черниговскому драгунскому, Павлоградскому гусарскому и двум донским казачьим полкам за отличие в кампании 1805 года. 

Как святой Георгий стал символом московских царей






Почему на гербе и флаге Москвы изображён святой Георгий? Исторически, принятие Георгия Победоносца как покровителя московской государственности не менее загадочно, чем появление на Руси двуглавого орла.

Первое появление

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III. Кстати, к этому моменту относится и первое появление двуглавого орла, который был как раз изображён на обратной стороне великокняжеской печати. Интересно, что до этого момента у Иоанна III была печать с совсем другим сюжетом – лев в схватке со змеёй. Что же заставило великого князя сменить изображение на печати, а с ним и покровителя государства?







Архистратиг Михаил

Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки выражают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображён именно святой Георгий. Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времён Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века. До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьём в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.


Неизвестный змееборец



Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Тёмный, отец Иоанна, в первой половине XV века. Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече.

Изображение копейщика на монетах также не указывает, что он святой. Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону. Кто же тогда этот всадник, если не святой Георгий и не архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Тёмного, так и в случае с печатью Иоанна III.


Откровение Мефодия Патарского

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.



В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».

Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.

Легитимизация святого Георгия

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Пётр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец. Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия. источник
и

Без них твоя жизнь была бы скучной и неинтересной

Мелатонин — твой сон.
Аденозин — нейромедиатор приятной усталости.
Эндорфин — естественный анестетик организма.
Серотонин — твоё хорошее настроение.
Дофамин — твои сокровенные желания и просто желания.
Анандамид — безмятежное ощущение счастья.
Фенилэтиламин — твоя влюблённость.
Норадреналин — твоя бодрость, гнев и активность.
Адреналин — твой страх.
Ацетилхолин — концентрация внимания.

источник

Король из шапито: как в Албании клоуна короновали


Бородатые анекдоты о том, как политики похожи на клоунов, уже приелись, но мало кто знает, что в истории был забавнейший прецедент, когда профессиональный циркач действительно сел в правительственное кресло. Авантюрная история немецкого подданного Отто Витте может показаться фантастической, но она произошла на самом деле. Трюкач-самозванец из крохотного шапито стал первым королем Албании.



Отто Витте - король-самозванец
Эта невероятная история произошла летом 1913 года, когда Албания добилась независимости. Сразу же встал вопрос о назначении главы государства, и было принято соломоново решение «позаимствовать» короля у… Османской империи. Конечно, выглядит странно в свете того, что как раз таки из-под османского ига Албания только-только освободилась, но в то же время своей-то династии у страны не было.



Отто Витте - король-самозванец
Халим Эддине, племянник турецкого султана, должен был возглавить страну. О скором прибытии монарха было напечатано в прессе, и Албания замерла в ожидании чуда. Чудо произошло, правда, обернулось скорее фокусом. Выдали его два артиста шапито - Отто Витте и Макс Шлепсиг. Первый развлекал публику шутками, второй глотал шпаги. Как циркачи особым успехом они не пользовались, вот и решили провести невиданную авантюру, которая сулила значительные дивиденды.



Отто Витте - король-самозванец
Все дальнейшее происходило, как в кино. Вначале Отто загримировали, приклеив ему усы и облачив в турецкий наряд. После – отослали телеграмму о прибытии от имени самого Халима. В назначенный час Отто-Халим сошел с трапа корабля, и албанцы встретили его ликованием. Уже 5 августа новоиспеченный монарх был коронован и получил доступ к казне государства. Чтобы ублажить повелителя, ему предоставили гарем с красивейшими наложницами.



Самозванец Отто Витте
Отто оказался очень решительным правителем. Сразу же после коронации он объявил войну Черногории. Продлилось его правление всего 5 дней, поскольку настоящий турецкий султан отправил депешу в Албанию с указанием, что приняли самозванца, поскольку его племянник еще даже не выехал из страны. Однако Отто Витте удалось скрыться, в стране его уже не нашли.



Паспорт самозванца Отто Витте
После своей выходки Отто Витте вернулся в Германию, здесь он прожил счастливую жизнь до глубокой старости, а в его индивидуальной карточке была внесена запись о том, что он работал цирковым антрепренёром и королем Албании.
Источник:

Ту-144: вся правда о «Русском Конкорде»


«Ту-144» называли главных «чудом советского авиастроения» и «русским Конкордом». Он был призван стать главным мировым флагманом пассажирской авиации, но череда аварий свела на нет все надежды.

Проект Никиты Хрущёва

В начале 1960-х Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолёт, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полёта 2200-2300 км/ч. Прожектеры рассчитывали, что перелёт «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо привычных семи-восьми. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда».

Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолёту присвоили марку «Ту-144», строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР.



Первый сверхзвуковой



Советские авиаконструкторы справились с задачей: «Ту-144» стал первым в мире сверхзвуковым самолётом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» - своего знаменитого конкурента. 5 июня 1969 года «Ту-144» впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолёт мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км/ч.



Обвинение в плагиате



«Конкорд» и «Ту-144» были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что несмотря на внешнее сходство, самолёты всё-таки довольно сильно отличались. Так, «Ту-144» был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» - не более 128. Причём, несмотря на свои габариты, «Ту-144» требовалось для взлёта гораздо меньшая по размеру взлётная полоса, чем более мелкому «Конкорду».


Первая катастрофа

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тысяч зрителей. «Ту-144» совершал показательный полёт. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолёт-разведчик «Мираж-3», который проводил съёмку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения советский экипаж совершил слишком рисковый манёвр, самолёт перешёл в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолёта упали на жилые районы. Было разрушено пять домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все шесть человек на борту «Ту-144», а также восемь человек на земле, включая трёх детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.


Начало регулярных авиаперевозок



Несмотря на случай в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года «Ту-144» совершил свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата». Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). Для сравнения стоимость билета на рейс «Москва – Алма-Ата», совершаемый на другом пассажирском самолёте, составляла 48 рублей.

Вторая катастрофа



23 мая 1978 года модернизированный «Ту-144» совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку – в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел. 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки «Ту-144».

Летающая лаборатория



В первой половине 1990-ых годов модифицированный «Ту-144» использовался НАСА в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу «Ту-144» (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало благодаря большей максимальной скорости полёта российского лайнера. 

Произведена первая операция по генетическому омоложению


Учёные в течение нескольких последних лет говорят о том, что длина концевых участков хромосом в клетках человека меняется с возрастом. Чем старше индивид, тем короче его теломеры. По мере деления клеток, начиная с эмбрионального возраста в несколько дней, они становятся всё короче и короче. В итоге в старческом возрасте теломеры почти всех клеток организма уже не могут защищать концы хромосом.

Элизабет Пэрриш , исполнительный директор компании BioViva, расположенной в Сиэтле, США, утверждает, что она решила опробовать на себе революционную методику омолаживания организма, и стала первым человеком, которому генетическими методами теломеры удлинили.

На протяжении последних шести месяцев она якобы тестировала на себе экспериментальные генетические методики омоложения, созданные в её компании, и теперь может считаться на 20 лет моложе. По паспорту Пэрриш сейчас 44 года.

Женщина-руководитель с сентября 2015 года прошла два этапа процедур. В ходе первого ей была внедрена защита от потери мышечных волокон, которая происходит с возрастом, а во время второго был остановлен процесс потери стволовых клеток, которые спасают человека от целого ряда старческих заболеваний.

Как говорит сама Элизабет, она "нулевой пациент" и хотела не просто омолодиться, а показать, что последние поколения терапий такого рода безопасны. Кроме того, она, вероятно, боялась за свою жизнь, так как тесты, проведённые с белыми кровяными клетками её тела, показали, что их теломеры слишком короткие для её 44 лет. Это грозило развитием старческих болезней в более раннем, чем это обычно бывает, возрасте.

Первые анализы были взяты у Пэрриш в сентябре 2015 года, а уже в марте 2016-го они показали, что её теломеры удлинились в среднем с 6,71 до 7,33 тысячи пар оснований. То есть лейкоциты женщины стали по сути моложе.

Как заявляет сама Элизабет, возрастные заболевания невозможно вылечить, просто перестроив свой образ жизни на более здоровый. Решением могут стать только биотехнологические методики.
источник

12 ироничных фактов о нашей жизни от Зигмунда Фрейда


Дедушка Фрейд отличался не только новаторством и большой работоспособностью. Человек это был мрачноватый, но оригинальный, и большой любитель красивой фразы. Поэтому в наследство грядущим поколениям, помимо научных трудов, психоаналитик оставил множество метких афоризмов.

источник