Этот
праздник был установлен в честь исторических событий, произошедших в
России четыре века назад, и является альтернативой праздника Дня Великой
Октябрьской социалистической революции, отмечаемого ранее россиянами 7
ноября.
Сегодня многих людей интересует красная дата календаря – 4
ноября, и для чего современности России вдруг понадобилось это самое
«народное единство». Попробуем разобраться с этими
вопросами, вспомнив многовековую историю своего государства. Кстати
будет вспомнить, что 7 ноября (25 ноября по старому стилю) на Руси
исстари отмечался как день освобождения Москвы силами народного
ополчения от польских интервентов и «внутренних врагов» и назывался –
Днем воинской славы России.
История
уводит нас к событиям смутного времени 1598 – 1613 годов. Началом этой
смуты стал правительственный кризис, возникший со смертью царя Бориса
Годунова (1598 -1605 г. царствование Б.Годунова). В правящей среде
возникла борьба между княжеской знатью и чиновным боярством.
Самозванщина посеяла смуту в среду войск и народные массы страны и
началась «борьба всех и со всеми», при всём этом окраины России
оказались отрезанными, а потому предоставлены стали сами себе. «Верхи» -
боярство стало зачинщиком этой смуты, к ней подсоединилось дворянство и
уже по цепочке земство и «чернь». У всех была своя не опровержимая
правда и цель. Вспомним также, что годы 1609-1618 являются годами
польско-литовско-шведской интервенции. После свержения в июле 1610 года
царя Василия Шуйского в России образовалось правительство,
называемое – «Семибоярщина». В его состав входили семь членов Боярской
Думы – а именно, князья Шереметьев, Романов, Мстиславский, Лыков,
Трубецкой, Воротынский и Голицын. Когда поляки подошли к Москве «Семибоярщина»
заключила с ними договор, по которому русские должны были признать
русским царём сына польского короля Сигизмунда третьего – Владислава.
Так в ночь на 21 сентября 1610 года «Семибоярщина» тайно провела в
Москву польские войска, что стало являться актом национальной измены. Всех
тех, кто впоследствии перешел на службу к полякам и всех членов
«Семибоярщины» стали звать «тушинскими изменниками». Клич к спасению
Руси бросил Козьма Минин – нижегородский посадский человек (простой
торговец мясом «говядарь»). Во все русские города были посланы «грамоты»
с призывом встать на защиту своего российского Отечества. Возглавил
народное войско воевода из Стародубских князей суздальской земли,
потомок Всеволода Юрьевича, боярин и военный деятель – Дмитрий
Пожарский. В то время, как поляки засели в Москве, под Москвой стояли
казаки, присягнувшие полякам, а шведы захватили Тихвин, Минин и
Пожарский проявили не только боевые, но и дипломатические военные
действия. Чтобы не иметь врагов больше, чем их уже было, для
освобождения Москвы от поляков они провели переговоры со шведами с
заключением мира, и предложили избрать на Московское
Государство шведского королевича, но с условием его крещения в
православную веру. Этим договором, таким образом, они отложили поход немцев на северные приморские города. Казакам же в случае перехода на сторону ополчения Пожарский обещал дары.
«Прежде
чем выступить на Москву Минин и Пожарский зашли в Суздале в
Спасо-Ефимьевский монастырь, чтобы, по обычаю всех русских людей, готовящимся
на великое и святое дело, помолиться и утвердиться у гробов своих
родителей». Двадцать второго октября (4 ноября по новому стилю) 1611
года русские под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
вошли в Никольские ворота, овладев московским Китай-городом (один из
старейших исторических районов Москвы). Они торжественно внесли в него
икону Казанской Божьей Матери и дали обет в соответствии прежних русских
традиций прошлого времени в ознаменование этого исторического события
построить здесь церковь. На Красной площади в Москве и посей день, стоит
теперь Казанский собор. В «Никоновой летописи» о Московском Казанском
соборе фигурирует дата «1625 год», которая приводится в связи с
«украшением князем Дмитрием Пожарским, по обету, чудотворного Казанского
образа Божией Матери». Это известие (указание на «украшение иконы») и
трактует обустройство самого Казанского собора или, возможно,
предшествовавшего ему храму. Так, согласно сведениям о проводимых
крестных ходов в праздники Казанской иконы Божией Матери в 1633 г.
процессия впервые направилась в специально устроенный для святыни
отдельно стоящий храм – некая церковь «Пречистыя Богородицы Казанския,
что в Китай-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот». Эта
церковь просуществовала очень недолго, погибнув в огне московского
пожара 1634 года, и, наверное, она-то и отождествлялась позднейшими
«изследователями» с Собором на Красной площади. Все эти годы, 1625, 1630-й и 1633-й – это этапы предыстории Казанского собора.
В память об этих важных событиях ежегодно 4 ноября чествуют икону Казанской Божией Матери.
После
освобождения Москвы все члены «Семибоярщины» были арестованы как
предатели. А скромный человек чести и честности – Пожарский, не
просивший милостей у польского короля и не примкнувший к Тушинским
ворам, поселился не в Кремле, а в Воздвиженском монастыре, и «усердно
продолжал вместе с Мининым и земскими людьми заниматься делом
дальнейшего успокоения Государства. Ведь нашему государству предстояла
напряженная борьба за утверждение своего дальнейшего национального
существования и развития. Так в конце 15-го столетия на сцену Европы
выступила новая крупная политическая сила – Московское государство, а
день 7 ноября (25 ноября по старому стилю) на Руси стали праздновать как
День воинской славы России.
Четыреста
лет назад кончилось в России смутное время лихолетья, время, когда наше
общество не распалось, а лишь расшатался государственный порядок.
Крепкие национальные и религиозные связи победили смуту, и всё
завершилось победой средних слоёв населения над общественными «верхами» и
«низами».
Казанская икона Божией Матери
По
сведениям летописцев «Пожарский принадлежал к «захудалым» княжеским
родам, не игравших важной роли в государственных делах в
предшествовавшие времена. Он не выдавался никакими особенными
способностями». Когда его попросили возглавить ополчение, Пожарский
сказал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских
людей изберите такого человека, который бы мог со мной быть у великого
дела, ведал бы казну на жалование ратным людям. У вас есть в городе
человек бывалый: Козьма Минин-Сухорук, ему такое дело за обычай». В
грамоте «о всеобщем ополчении городов на защиту
Отечества…» он скромно подписался только десятым, отдав право первых
подписей более знатным людям. Но именно такие люди, для которых
скромность, честность и честь стоят на первом месте, создали четыре века
назад на Руси новую государственную власть, защитницу своих интересов и
представительницу национальной независимости. Как говаривал великий
Вольтер: «Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках».
Тогда, ровно четыреста лет назад, российское общество не распалось, и
именно это было главным!
Сегодня в ознаменование этого исторического момента в России отмечается 4 ноября – День народного единства и воинской славы России.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя…
Но, клянусь честью, что, ни за что на свете я не хотел бы, переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой её бог дал».
Александр Пушкин.
Не стоит переписывать историю на другой лад, она одна и такая, какая есть, и уж лучше тренировать свою память, чтобы помнить то, что просто хорошо забыто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий