Тест на уровень интеллекта был
изобретен французским психологом Альфредом Бине 110 лет назад. Термин IQ
придумал американец Льюис Термен в 1916 году. Тест используется для
оценки интеллекта. И критикуется за неспособность это сделать.
1 IQ - мера ума
Это самый главный миф. Человек начинает считать коэффициент
интеллекта чуть ли не количеством ума. С точки зрения психологов, у
человека высокий уровень интеллекта, когда он способен быстро
адаптироваться в новой среде и решать новые задачи. Поэтому кризисные
менеджеры получают больше всех. Если человек успешно преодолевает все
препятствия и приобретает по ходу дела какие-то специальные знания,
которые ему очень пригодятся в будущим, он считается умным. Ум – понятие
относительное, измерить его, конечно, нельзя. А IQ – коэффициент
интеллекта, не сам интеллект.
2 IQ - постоянное для человека число
Считается, что это некоторый приговор: если в детстве намерили низкий
коэффициент, значит, он таким и останется на всю жизнь, хотя даже по
определению, поскольку это коэффициент, он может и должен меняться.
Исследование в Мичиганском университете, которое провели швейцарские
ученые Сюзанн Джегги и Мартин Бушкюль доказало, что по меньшей мере один
аспект IQ – так называемый жидкий интеллект, или общие когнитивные
способности, не зависящие от конкретной дисциплины – может
увеличиваться. Жидкий интеллект основывается на кратковременной памяти.
Исследователи собрали четыре группы волонтеров и дали им определенное
количество аудио и видео образов, которые те должны были запомнить и
воспроизвести. Такие тренировки проводились каждые несколько дней по
полчаса. У всех волонтеров жидкий интеллект рос после каждой тренировки.
3 IQ – расистское изобретение
Это миф чисто американский, поскольку в США обвинения в расизме являются
обычной практикой социальной жизни. Заблуждение распространено среди
представителей национальных меньшинств, которые по какой-то причине
получали низкий коэффициент интеллекта после теста. Конечно, это не так.
Тест очень сильно зависит от обстановки, в которой человек учится и
воспитывается. Низкий IQ у меньшинств является результатом
дискриминационной политики в образовании и обстановки, в которой они
росли.
4 IQ – лучший способ оценки когнитивных способностей
Он самый популярный и скорее всего самый удобный, но не более того.
Недавно канадский Западный Университет провел крупнейшее в истории
исследование по поводу IQ и оценки когнитивных способностей. В нем
приняли участие 100 000 человек, которые прошли 12 тестов, оценивающих
память, внимание, аргументированность, способности к планированию.
Результаты показали, что при оценке широкого спектра когнитивных
способностей ошибочно пользоваться одним коэффициентом, необходимо
оценивать хотя бы три функции: способность к аргументации,
кратковременную память и вербальные способности.
5 IQ – однобокий показатель
Часто можно слышать: «Я просто гуманитарий, поэтому математические
задачки не могу пройти». Действительно, довольно распространено
заблуждение о том, что познания в какой-то области помогают получить
более высокий IQ. На самом деле IQ касается интеллекта в целом,
независимо от профессиональных склонностей. Исследования показывают, что
интеллект может быть направлен в разные области, но исходит он из одной
ментальной способности. То есть, основа интеллекта одна – и ее измеряет
IQ. Грубо говоря, умный человек хорошо проходит все задания, а глупый
проваливает большинство.
6 IQ не имеет никакого смысла
Очень и очень многие все чаще думают и говорят, что формализму в оценке
человеческих качеств, в том числе и ума, не должно быть места. По мнению
целого ряда психологов, когнитивные тесты вредны, так как создают
ложное представление о человеческих способностях, а часто и травмируют
испытуемых. Но как бы то ни было, IQ остается лучшим способом
предсказать интеллектуальный потенциал. Более того, он существенно лучше
мотивационных тестов, так как их легко «подделать». IQ широко
используется в мире и в учебных заведениях, и при приеме на работу, так
что отказываться от него пока рано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий