Мёртвое море — бессточное солёное озеро на Ближнем Востоке.
Это — самое низкое место на земле и один из уникальнейших регионов нашей планеты.
Многие думают, что Мёртвое море расположено в Израиле. Это — не совсем так. Израилю принадлежит лишь западный берег, да и то не весь — северная его часть, например, находится на территории Палестины. А вот восточное побережье — это уже Иордания.
Раньше я неоднократно бывал в этих местах, правда только на западном берегу. В этот раз мне посчастливилось провести несколько дней на другой стороне Мёртвого моря — восточной. Про неё — мой сегодняшний рассказ.
Из Аммана к Мёртвому морю ведёт шоссе №40. Ехать — всего ничего, менее пятидесяти километров. Особенно хорошо зимой — в иорданской столице может лежать снег, а до курорта, где круглый год хорошая погода, — не более часа езды. Мечта!
Берега Мёртвого моря находятся на отметке около 420 метров ниже уровня океана. Амман — на высоте более 700 метров. Дорога плавно идёт вниз, автобус неуклюже раскачивается на поворотах. Немного подташнивает и закладывает уши.
Вокруг, покуда видит глаз, — безжизненная пустыня. Лишь в глубине долины, по краю которой виляет шоссе, видна неуверенная зелень — там во время редких дождей скапливается такая ценная в этих краях вода.
Ближний Восток сложно назвать безмятежным регионом. Здесь постоянно происходят вооружённые конфликты и войны. И на их фоне Иордания — настоящий оазис спокойствия и безопасности. Неудивительно, что именно сюда в течение нескольких последних десятилетий стекаются беженцы из соседних неспокойных стран.
Только по примерным оценкам сейчас в Иордании находится около миллиона беженцев из Ирака (из которых несколько сотен тысяч — ассирийские христиане), столько же — из Египта, более полумиллиона — из Сирии, ещё несколько десятков тысяч — из Ливана. Чтобы был понятен масштаб проблемы: на сегодняшний день официальное население Иордании — 6,7 миллиона человека, из которых примерно половина — переселенцы из Палестины, имеющие иорданское гражданство.
Конечно, далеко не все находят себе работу, поэтому очень многие беженцы живут за чертой бедности. Вдоль дорог постоянно встречаются вот такие импровизированные палаточные городки.
Мы — на Мёртвом море. На высокой скале рядом с побережьем расположен туристический центр. В нём — небольшой музей. Помимо огромной коллекции минералов, встречающихся в этих местах, там можно ознакомиться с макетом Мёртвого моря. Так оно выглядело в 1960-е годы.
Сегодняшняя реальность — несколько иная. Из-за активного использования Израилем пресной воды из озера Кинерет — основного источника, подпитывающего Мёртвое море, уровень последнего постоянно падает — в среднем на 1 метр в год. Если всё будет продолжаться такими же темпами — то буквально через 300 лет оно исчезнет.
Пока экологи во весь голос кричат про экологическую катастрофу, ландшафт региона стремительно меняется. Ещё в 1977 году Мёртвое море оказалось разделено перешейком на две части — северную и южную. И если северная часть всё ещё так или иначе похожа на море, то южная — давно представляет из себя набор аккуратно нарезанных и разделённых дамбами бассейнов, где и Израиль и Иордания в промышленных масштабах занимаются добычей брома, хлорида калия и других интересных минералов. Всё это прекрасно видно на спутниковом снимке (источник — Европейское космическое агентство).
Рядом с музеем — панорамный ресторан. Один из лучших видов на Мёртвое море открывается как раз с его террасы.
Из-за очень высокого уровня минерализации вода здесь — невероятно густая и маслянистая, словно хороший кисель. И облака в ней отражаются по особенному — похоже на картину эпохи Возрождения. Такое очень мало где в мире можно увидеть.
Вообще, пейзажи, открывающиеся с иорданского берега, практически ничем не отличаются от своих израильских собратьев, за одним важным исключением — с этой стороны Мёртвое море определённо выглядит живописнее.
Противоположный берег — Палестина.
Хорошо виден город Иерихон, упоминающийся в Ветхом Завете.
Вообще, здесь куда не плюнь — везде библейские места.
Помимо религиозно-исторических преданий, с этим регионом связано немало интересных историй уже из нашего времени. Например, по причине того что Мёртвое море находится значительно ниже уровня океана, в недавнем прошлом над его гладью произошло несколько курьёзных случаев, связанных с самолётами.
Несколько десятилетий назад одна всемирно известная корпорация испытывала здесь свои новые процессоры для автопилотов. И всё у них шло по плану, ровно до того момента пока самолёт не подлетал к Мёртвому морю — тут автоматика внезапно отключалась. Инженеры долго ломали голову, что же это за чертовщина такая, пока не нашли просчёт в своих формулах: в одной из них происходило деление на текущую высоту самолёта над уровнем океана, и при подлёте к Мёртвому морю её значение принимало на миг нулевое значение, система пыталась произвести деление на ноль, автопилот зависал.
Но это ещё цветочки. Ходят слухи, что истребители F-15 и F-16 первых поколений во время полётов над Мёртвым морем с включённым автопилотом вообще переворачивались вверх головой. Автоматика не понимала, как это можно лететь ниже уровня океана, и решала что самолёт, видимо, летит вверх ногами, и надо бы его перевернуть. Цирк, да и только!
Целебные свойства мёртвоморского климата известны с далёкой древности. Говорят, что местные грязи были по достоинству оценены ещё Клеопатрой.
Сегодня вдоль обоих берегов Мёртвого моря теснятся громады отелей и различных оздоровительных спа-центров. То что раньше могли себе позволить лишь цари да фараоны, теперь доступно всем желающим — только успевай деньги платить!
Главное отличие иорданского понимания мёртвоморского туризма от израильского в том, что все отели на восточном берегу — исключительно уровня «премиум»: только всемирно известные сети, только пять звёзд. Здесь — всё сугубо по-европейски, никакого тебе восточного шарма!
Хотя, если хорошо поискать — то и его можно найти. Вот где вы ещё сможете увидеть машину с такими номерами? Круче — только у короля, у него — пять звёзд.
Ну что ж, пока российские обладатели блатных номеров серий ААА или АМР кусают себе локти и пускают слюни от зависти, пойдём дальше.
Вид из окна моего номера. По-моему — отлично!
С инфраструктурой — тоже полнейший порядок: множество бассейнов, несколько ресторанов, спортзал, теннисный корт.
Те, кому душные гостиничные номера не положены по статусу, могут остановиться в отдельных апартаментах. Для тех кому совсем деньги девать некуда — есть королевские виллы на берегу моря. Стоимость — несколько десятков тысяч евро за ночь. Бонусом к такой вилле идёт небольшой кусок собственного пляжа.
Местные отели похожи на небольшие города. Пока дойдешь из одного конца в другой — половина дня пройдёт.
Побережье.
На побережье — пляж.
На пляже — кадки с грязью, которую специально выкапывают где-то неподалёку.
Процедура стандартная: мажешься с головы до пят, ждёшь пока грязь высохнет, отмокаешь в море. Иорданская грязь, в отличие от израильской, — чёрная, словно сажа.
Вода у восточного берега — не такая минерализированная как у западного. Даже соляных наростов на дне нет — можно босиком заходить, не опасаясь переломать себе ноги. Секрет прост — неподалёку в море впадает пресноводный Иордан.
К слову, читать газету, лежа на спине, у восточного берега можно не хуже чем у западного.
Главная ценность иорданского побережья — возможность любоваться закатами.
Правда, над Мёртвым морем всегда висит густое марево, поэтому надеяться на какую-то особенную красоту не приходится.
Выходишь вечером на террасу, открываешь бутылочку иорданского вина и не спеша наблюдаешь, как светило растворяется в песках Иудейской пустыни.
С заходом солнца особенно хорошо начинаешь чувствовать, насколько здесь густой воздух. Его буквально можно потрогать руками.
Рядом с побережьем — множество ущелий и каньонов, глубоко вгрызающихся в безжизненную пустыню.
В одном из таких ущелий стоит одинокий спа-отель.
Здесь расположены горячие источники — Зарка Маин (или Хаммамат Маин).
Считается, что это место любил царь иудейский Ирод Великий.
Согласно одной из легенд, здесь находился один из его дворцов.
Из ущелья в горы проложены туристические тропы. Говорят, что здесь много диких зверей. Если повезёт — можно встретить шакала или гиену.
В-общем, довольно милое местечко.
Очередное фото из серии «вид из моего номера». Вдалеке, в конце ущелья, — Мёртвое море.
Местный спа-комплекс.
Внутри — горячий бассейн с водопадом.
Кому недостаточно горячего бассейна, предлагаются различные оздоровительные процедуры — всякие-разные массажи, обёртывания, маски, скрабы и всё в таком духе. Но это — на любителя.
День закончится, наступит вечер.
Солнце в очередной раз провалится куда-то в пески Иудейской пустыни.
Небо окрасится в ярко-оранжевый цвет. Замолкнут птицы.
Лишь где-то вдалеке будут монотонно и небрежно шуметь водопады.
На небе зажгутся мириады звёзд, а вдалеке тусклым светом замерцают огни Иерусалима.
Наступит ночь.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий