понедельник, 3 августа 2015 г.

Очень трудно во всё это поверить, но это было ‎так


Многие с тоской представляют себе старую Европу с ‎благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам ‎‎(хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с ‎пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те ‎красивые времена?

‎‎Почему мне приходится жить в эти скучные годы, ‎когда о чести и красоте забыли? Поверьте - вам очень повезло.‎ До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о ‎том, что вам показывали в фильмах и романах. Правда - она гораздо ‎менее... хм...благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и ‎Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные ‎стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. ‎Католическая, в первую очередь.

‎Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из ‎главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские ‎термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи ‎бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К ‎мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, ‎да и холодно - простудиться можно. (На самом деле - не совсем так. ‎‎"Сдвиг" на наготе произошел где-то в 18-19 вв, но действительно не ‎мылись- П.Краснов). Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили ‎уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с ‎трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять ‎четвертованием, а позже - колесованием.

‎Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) ‎признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в ‎день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от ‎вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII ‎мучительно умирает от чесотки(как и король Филипп II).Герцог Норфолк Отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело ‎покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость ‎напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

‎‎Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их ‎величество ‎"смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе ‎считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - ‎безобразно часто.

‎Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз ‎в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ‎ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в ‎лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили ‎клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в ‎жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он ‎зарекся ни
когда-либо не принимать водные процедуры.

‎В те смутные времена уход за телом считался грехом. ‎Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда ‎не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного ‎очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть ‎с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге ‎люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши ‎считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным ‎христианам соответствующий пример служения Господу. (Не все, а только ‎некоторых орденов - П.Краснов)

‎Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору ‎Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX века ‎приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде ‎говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого ‎детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц ‎в книге ‎"Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны ‎к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...

‎Духи - важное европейское изобретение - появились на свет ‎именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача ‎знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный ‎смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом ‎настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, ‎Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным ‎душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что ‎при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их ‎аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти "пахучие смеси" были вполне ‎естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии ‎естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки ‎кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Туалет в "продвинутом" Европейском замке - все вываливается ‎под окна.

С приходом христианства будущие поколения европейцев ‎забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ‎ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где ‎струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах ‎цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной ‎лестнице дворца или замка. Французский королевский двор ‎периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем ‎было дышать.‎ Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был ‎облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять ‎бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: ‎‎"Берегись!" Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы ‎широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать ‎обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

‎В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного ‎туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При ‎‎"нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник ‎у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых ‎затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика ‎XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен ‎Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди ‎разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и ‎непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал ‎придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и ‎других замков.‎ Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в ‎коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь ‎туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову ‎никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. ‎Беспощадная,
неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где ‎угодно. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана ‎теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью ‎‎- чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать ‎Прекрасных Дам от блох.

‎Не имевшие канализации средневековые города Европы зато ‎имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. ‎Он роль ‎"канализации" и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось ‎дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до ‎такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в ‎том же Париже - куча разрослась настолько, что дерьмо стало ‎обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг ‎проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не ‎было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно ‎дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, ‎‎"весенняя обувь" горожанина, без которых передвигаться по улицам ‎было просто невозможно.

‎Вот как, по данным европейских археологов, выглядел ‎настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр ‎шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было ‎низкорослым). Небритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено ‎оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским ‎шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его ‎одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам ‎было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже ‎стоять рядом ‎(увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые ‎рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - ‎для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был ‎закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без ‎посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени ‎занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду ‎благородный рыцарь справлял... прямо в латы. (Это далеко не всегда было ‎так - при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно ‎одевали перед боем - слишком было в них тяжело. П.Краснов)

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень ‎скоро - по запаху.

‎Если в начале средневековья в Европе одним из основных ‎продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, ‎но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол ‎бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи ‎использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, ‎источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, ‎часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, ‎кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали ‎дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер ‎писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и ‎лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны ‎и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и ‎усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали ‎парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в ‎высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной ‎Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до ‎наших дней.‎ (Это преувеличение Гезера, волосы на голове брили, чтобы не ‎разводить вшей и блох - П.Краснов)

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки - чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - ‎во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует ‎специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить ‎‎"зоопарк", носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк ‎не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку ‎блохи и
вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, ‎окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века ‎приобретают большое значение. Столь широко распространенные ‎балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные ‎насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь ‎популярна потому,что на ней не было видно клопов. (Раздавленных клопов - ‎П.Краснов)

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось "христианским ‎подвигом". Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, ‎готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. ‎Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни ‎налицо) - значило высказывать свое расположение.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в ‎XIV веке от чумы ("черной смерти") Франция потеряла треть населения, а ‎Англия и Италия - до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были ‎примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего ‎средства" использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар ‎которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими ‎непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или ‎поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего ‎лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием ‎раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. ‎Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к ‎благоприятным последствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, ‎которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались ‎насланными дьяволом и подлежали изгнанию - "зло должно выйти ‎наружу". У истоков кровавого поверья стояли монахи - "отворители крови". Кровь ‎пускали всем - для лечения, как средство борьбы с половым влечением, ‎и вообще без повода - по календарю. "Монахи чувствовали себя ‎знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали ‎рекомендации". Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если ‎улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один - ‎крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока ‎больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод ‎лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.

Была в средневековой Европе и хирургия. Даже если хирург ‎научился резать быстро - а к этому они и стремились, памятуя ‎Гиппократа: ‎"Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое ‎время, а это будет, когда сечение выполняется скоро" - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала ‎лишь в редких
случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались ‎уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в ‎Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек ‎мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели ‎был впервые применен алкоголь.

Но в христианской Европе обо ‎всем этом позабыли.‎

P.S. Подтверждения этому также можно найти в письмах княжны Анны – дочери Ярослава Мудрого киевского князя XI века н. э.

Выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I, он якобы укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков. Княжна Анна привезла с собой в Париж, тогда маленькую деревню во Франции, несколько обозов своей личной библиотеки, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции не умеет, не только читать, но и писать, о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что отправил её в эту глухомань! Это реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны: «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде». А Библия, которую она привезла с собой во Францию, на русском языке, до сих пор служит атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее короли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий