среда, 30 сентября 2015 г.

Т-4: Стотонный бомбардировщик, способный обогнать звук


Традиционно считается, что истребитель всегда быстрее бомбардировщика.
Однако еще в начале 60-х годов прошлого века в нашей стране был создан сверхзвуковой бомбардировщик, способный развивать скорость в 3200 километров в час, которые не снились не только истребителям, но и существовавшим тогда ракетам!

Стотонный «бомбер» был способен обогнать звук в 3 раза! Из-за своих расчетных весовых параметров в 102 тонны самолет в секретных документах получил название «Изделие 100» или просто «Сотка».

Еще при жизни Т-4 был закрыт для посторонних глаз. И хотя основные работы велись в подмосковном Жуковском, эту воздушную машину мало кто видел – проект был особой секретности, ведь применяемые при его производстве технологии большей частью были, как бы сейчас сказали, инновационными. Сегодня единственный уцелевший экземпляр находится тоже в Подмосковье – в музее ВВС в Монино.

Если кто видел в реальности или на фото лайнер Ту-144, сразу обратит внимание на внешнее сходство с бомбардировщиком – по конфигурации и размерам. Да и судьба этих двух самолетов оказалась чем-то схожей – гражданский авиалайнер был снят с производства и эксплуатации после двух авиакатастроф – в 1973 году на авиасалоне во французском Ле Бурже и в 1978 во время испытательного полета, а «Сотка» прошла лишь десять испытательных полетов, после чего опытные образцы были разрезаны и отправлены на переплавку в 1974 году.

«Сотка» имела уникальную для бомбардировщиков скорость (правда, расчетные три звука самолет так ни разу и не преодолел). Т-4 был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров. 4 двигателя обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн.

Не случайно его сразу окрестили «убийцей авианосцев» — самолеты предполагалось поставлять в дальнюю и морскую авиацию И дальность была отменной – 14 тысяч километров. Это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.

Т-4 появился как ответ на создаваемые в США в начале 60-х годов прошлого века сверхзвуковые стратегические бомбардировщики ХВ-70 «Валькирия» и самолеты-разведчики SR-71. Отечественными разработками аналогов занимались КБ Туполева, Яковлева и Сухого.

При выборе преобладало значение скорости и боевой массы – наиболее высокие летно-технические характеристики предложило конструкторское бюро Сухого. Предложенный им самолет обладал большей боевой эффективностью и аэродинамическим совершенством.

Процесс производства и проектирования «Сотки» занял почти 9 лет (на западные аналоги тратилось 5-7). Но коэффициент новизны у «Сотки» был близок к 100 процентам. При проектировании обычных самолетов эта величина обычно в два раза меньше. Это означает, например, применение в конструкции 50% абсолютно надежных и проверенных деталей, приборов, методов. Для Т-4 были созданы специальные жаропрочные сплавы, неметаллические материалы, особая резина и пр.

В стране не было ни одного самолета, который бы содержал так много новинок. Объяснялось все необходимостью обеспечения полета с крейсерской скоростью 3000 км/ч и преодоления так называемого теплового барьера с нагревом конструкции планера до 300 градусов. Предполагаемое использование широкого диапазона скоростей требовало тщательной отработки аэродинамической схемы. Поэтому в аэродинамических трубах ЦАГИ исследовали более двадцати различных компоновок самолета и множество вариантов отдельных элементов — крыла, фюзеляжа, мотогондол и их взаимного расположения и сочетания.

«Т-4 был выполнен по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом тонкого профиля с острой передней кромкой, — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Использование для балансировки переднего оперения при малых запасах устойчивости уменьшило потери качества на балансировку, увеличило дальность полета. Малые запасы устойчивости обеспечивались изменением центровки за счет перекачки топлива в полете. Вертикальное оперение обеспечивало минимальную величину запаса путевой устойчивости, а требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивались системой электродистанционного управления. В продольном и боковом каналах управление осуществлялось злевонами».

Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования. Навигационным — на базе астроинерциальной системы с индикацией на планшете и многофункциональными пультами управления. Прицельным — на базе радиолокатора переднего обзора с большой дальностью обнаружения. Разведывательным — включавшем оптические, инфракрасные, радиотехнические датчики и впервые применявшуюся РЛС бокового обзора.

Самолет предполагалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте. Комплексирование и автоматизация управления бортовым оборудованием были столь высоки, что позволили ограничить экипаж самолета летчиком и штурманом-оператором. Для пилотирования самолетом применялась ручка управления истребительного типа.

В КБ Сухого специально для Т-4 была разработана высокоэффективная ракета «воздух-земля» Х-33 с пороховым двигателем, головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия. Вооружение Т-4 состояло из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 километров. Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.

«Если бы «Сотка» была принята на вооружение отечественных ВВС, то хватило бы всего двух полков – на Западе и Востоке страны, — считает эксперт Валентин Дудин. – Это заставило бы потенциального противника произвести огромные затраты на развитие средств и преобразование объектовых систем ПВО. Интегральная бортовая система Т-4 позволяла иметь автономную информацию о целевой обстановке и поражать цели, не заходя в зону ПВО противника».

«Может, «Сотка» и не стала бы основным бомбардировщиком дальней и морской авиации, — подтверждает и экс-командующий Дальней авиацией Василий Решетников, — но для нескольких полков небольшая серия ракетоносцев и разведчиков с тройной крейсерской скоростью звука в боевых условиях, там, где не проткнется «Ту-22М», была бы в самый раз».

Но трудоемкость изготовления «Сотки» оказалась такой же, как если бы она была сделана не из титана, а из более легкообрабатываемых алюминиевых сплавов. В результате всех новшеств самолет стал стоить столько, сколько стоит равное ему по весу количество золота.

Похоже, что именно «цена вопроса», которая при полной реализации оценивалась в 1,3 миллиарда советских рублей, стала одним из факторов, которые привели к окончанию блистательного проекта. Не нашлось для постройки нужного количества самолетов и производственных мощностей. А само ОКБ Сухого в это время уже активно работало над истребителем Су-27. Сыграл в незавершившейся судьбе Т-4 злую роль и тот факт, что американцы, не завершив испытаний, оставили свой проект «Валькирия» с сверхзвуковым бомбардировщиком.

22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ Сухого Владимир Ильюшин вместе с штурманом Николаем Алферовым подняли Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 минут. Через год «Сотка» перешла звуковой барьер со скоростью 1 280 километров в час на высоте 12 100 метров. А 22 января 1974 года состоялся десятый полет. В нем Т-4 достиг высоты 12 километров и развил скорость до 1 360 километров в час. Предполагалось, при следующем испытательном полете, скорость самолета доведут до трех махов – 3 скорости звука. Но к марту все остановилось – проект неожиданно закрыли.

Впрочем, деньги, затраченные на изготовление «Сотки» не пропали даром. Применение титаново-стальных конструкций обеспечило дальнейшее развитие отечественной сверхзвуковой авиации и космонавтики («Буран»). Многие технические достижения и идеи, воплощенные в нем, были использованы в конструкциях летательных аппаратов последующих поколений – Су-27, Су-24 и других самолетах.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий