Хотите - верьте, хотите - проверьте: сегодня день равен ночи.
День
осеннего равноденствия - сакральное событие, отмечаемое всеми мировыми
культурами со времён глубокой древности. Как встречали его на Руси? 7
традиций осеннего равноденствия.
В Древней Руси осень – время праздника. На сентябрь приходилось
порядка десяти поводов к празднику. День осеннего равноденствия был
началом нового месяца Дождезвона. Равноденствие славяне встречали
неделей до и неделей после знаменательного дня. Две недели праздника
пестрели множеством обрядов и традиций, странная традиция похорон мух и
тараканов в обрядовой славянской культуре считалась основополагающей,
связывая между собой множество других обрядов. Этнографы потратили
достаточно времени на ее изучение и толкование. Традиция, кстати, чисто
женская – девушки мастерили из репы маленькие гробики, внутрь сажались
мухи и затем закапывались. Та же участь настигала и тараканов, но смысл у
обрядов был различный. Закапывая мух, девушки ненавязчиво устраивали
смотрины, надеясь встретить среди наблюдающих за обрядом парней жениха.
Хороня тараканов – наши предки поминали умерших.
В день осеннего равноденствия полагалось вспомнить об умерших. Каждая
семья спешила на кладбище, чтобы прибрать и украсить могилы усопших.
Этот день на языческой Руси был своего рода православной радоницей.
После устраивались грандиозные пиршества с пирогами и квасом в память о
родных и близких.
В день осеннего равноденствия наступала благоприятная пора для
свадеб, свадебные недели тянулись до конца ноября. Вот такой затяжной
праздник, посвященный семейному благополучию.
4
Украсить окошко рябиной
Солнце слабело, наступала тьма. Славяне спешили украсить оконные рамы
рябиной. Рябина служила оберегом, хранившим покой дома, защищала от сил
тьмы, так рьяно рвущихся из лесов и земли с наступлением холодов.
День осеннего равноденствия – второй праздник урожая, в этот день
люди славили землю за ее плодородие. Традиция обязана не только
языческим верованиям славян, но и христианской культуре. День осеннего
равноденствия следовал за православным праздником Рождества Пресвятой
Богородицы. Богородица – заступница, покровительствовала земле, в
славянском восприятии она представлялась «матерью сырой землей». В день
осеннего равноденствия люди поклонялись земле – благодарили за урожай,
задабривали на будущее.
В день осеннего равноденствия полагалось собирать зеленые овощи и
травы – на только что собранном хмелю славяне настаивали медовый напиток
- сурью. Сурья, как трубка мира, ею обносили все дворы, всех знакомых.
Фирменный напиток осеннего равноденствия - хреновуха, он присутствовал и
на широких столах, но здесь с ним соседствовал квас и брусничный пирог.
Мириться же сегодня шли исключительно с сурьей.
Пир горой – это словосочетание вызывает ностальгию по сказкам и
былинам. Интересно, но «пир горой» - это не литературный образ и даже не
гипербола, это праздничный пир в дни осеннего равноденствия. Во время
такого пира старейшина прятался за горой урожая, сложенного на общем
столе. Если из-за урожая старейшину было видно, славянский люд
догадывался, что урожай в прошедшем году был небогатым, наоборот – год
прошел удачно. В любом случае заканчивался обряд «пиром горой».
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий