Специалисты России и Китая намерены разработать глобальную низкоорбитальную спутниковую систему для выхода в интернет под названием «Звезда счастья».
Об этом на авиакосмическом салоне Dubai Airshow-2015 заявил гендиректор компании «Информационные спутниковые системы» Николай Тестоедов. «Нам предложили взаимодействие по созданию новой низкоорбитальной группировки, состоящей более чем из 100 спутников для широкополосного доступа к сети интернет и всего, что с этим связано», — заявил он.
Очевидно, что помимо задачи развития высоких технологий, стоит и другая: создать автономный интернет, который нельзя будет отключить из-за рубежа. Тем более что намеки на возможность такого сценария на Западе уже делали. В частности, недавно наше Министерство обороны заявило, что США намеренно искажали данные своей навигационной системы GPS, пытаясь помешать нашей авиации в Сирии наносить точные удары по базам террористов. На работу наших летчиков это никак не повлияло только благодаря наличию отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.
Много раз западные лидеры говорили, что в числе будущих санкций может быть отключение России от международной коммуникационной системы банковских расчетов SWIFT. Все помнят, как один из российских банков отключили от платежных систем Visa и MasterCard. И на высшем политическом уровне встал вопрос разработки самостоятельных систем.
Вряд ли кого стоит убеждать, что в современном мире интернет играет колоссальную роль. Но проблема в том, что наши доменные имена управляются американской компанией ICANN. В конце сентября этого года Минторг США в очередной раз отказался передавать управление доменами международным структурам и продлил контракт с ICANN. Но стоит помнить, что американцы уже отключали доменные имена юридических и физических лиц в Крыму. И кто даст гарантию, что так не поступят со всеми нашими доменами? Не будет ни личных блогов, ни сайтов коммерческих фирм, политических партий и журналистских изданий, ни удобной системы предоставления в интернете госуслуг.
Но смогут ли проблему снять российско-китайские спутники? Как заявил Николай Тестоедов, пока идут только консультации с китайскими специалистами, а техническое задание еще не сформировано.
— Нам однозначно нужно развивать собственные системы, связанные с интернетом, наличие собственных спутников — это замечательно, — уверен генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. — В этом направлении мы долгое время не развивались. Нужен ли нам именно спутниковый интернет — вопрос, ведь есть связанные с ним определенные технические ограничения. Развитие наземных сетей сотовой связи, как 3G, 4G, позволяет обеспечить гораздо большие возможности. Но в запуске спутников тоже нет ничего плохого, развитие в этом направлении необходимо. И эти спутники можно использовать в разных направлениях, выстраивать систему платного телевидения и интернета.
— Насколько развитие спутникового интернета отвечает решению проблемы национальной безопасности?
— Когда я говорю о необходимости развития спутникового интернета, то в первую очередь имею в виду вопросы национальной безопасности. Мы уже построили свою систему навигации ГЛОНАСС, смогли стать независимыми от GPS. Это было правильным шагом, несмотря на все организационные проблемы. Такая сильная страна как Россия должна иметь свои системы. И их надо рассматривать не только с точки зрения качества интернета, но именно с точки зрения безопасности страны.
— Много ли сегодня у Запада «козырей», которые он может использовать против нас в сфере коммуникаций?
— Россия — один из активных участников глобальных процессов. Говорим мы про SWIFT или про котировки на Лондонской бирже. Теоретически нам могут всё отключить, и не хотелось бы, чтобы до этого дошло. Скажем, если нам отключат SWIFT, то мы сможем сделать свой аналог. Но он будет действовать только в России, а как работать за ее пределами? Мы же не будем говорить другим государствам, чтобы они использовали наши изобретения.
Но мы должны иметь собственные возможности в важных отраслях, таких как космическая связь. Это будет показывать хорошее состояние нашей страны.
— Сегодня США контролируют весь интернет в мире. Попытки забрать этот контроль предпринимаются последние 15 лет, но Соединенные Штаты довольно успешно сохраняют в своих руках контроль и никому его стараются не отдавать. Думаю, что и в ближайшие годы эта проблема на добровольных началах решена не будет, — говорит профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Антон Серго. — Мы должны понимать, что теоретически США могут создать нам большие проблемы. Вся инфраструктура сети, в том числе и российского сервиса .ru, привязана, к сожалению, к американской компании ICANN. Так что технические проблемы возможны.
С этой точки зрения Китай стал лидером по независимым сетям. Сегодня КНР — лидер в этой сфере в хорошем и плохом отношении. Хороший факт — Китай давно создал свой автономный интернет, которому не страшны никакие отключения и санкции. Плохой факт — Китай обычно показывает пример того, как можно жестко зарегулировать внутренний интернет без нормального доступа к всемирной сети.
— Улучшит ли сотрудничество с Китаем положение с нашей информационной безопасностью?
— Скорее всего, не повлияет. Чтобы создать интернет, который нам не смогут отключить, необходимо создать всю инфраструктуру до того момента, как нас от сети отключат. Сейчас вся наша инфраструктура завязана на американскую компанию ICANN.
Заведующий кафедрой информационной безопасности ВШЭ Александр Баранов считает, что сотрудничество с КНР должно быть продуманным:
— Как я понимаю, будет еще одна система доступа в интернет, на основе двух национальных центров выдачи доменных имен. У нас есть свой доменный центр, у китайцев он тоже есть. Но сейчас наш доменный центр однозначно завязан на американскую систему.
— Сможем ли мы стать независимыми от США в сфере интернета?
— Китайцы практически ушли от зависимости, сможем уйти и мы, если приложим усилия. Но действительно, если американцы захотят отключить нашу систему, то мы не сможем работать с мировым сегментом сети. На крайний случай тогда будет работать российско-китайский сегмент. Надеюсь, что до такого безобразия не дойдет.
— Нужно ли выстраивать систему спутникового интернета, если наземные системы работают неплохо?
— Есть у нас сети 3G, 4G. Сейчас японцы внедряют у себя сети 5G, которые позволят подавать на прибор интернет со скоростью до 19 Гб в секунду. Спутники тоже нужны. Я считаю, что чем больше возможностей для связи, тем лучше. Конечно, запускать спутниковую группировку недешево. Но Китай тоже будет участвовать.
Увеличение общей сети — очевидное преимущество. Во-вторых, мы получим альтернативный узел связи. Его будут строить, скорее всего, на базе китайской Huawei, которая стала конкурентом американским системам Cisco. В плане устойчивости всей системы, вещь будет полезная.
Одновременно, альтернативная система интернета будет дополнительным сдерживающим фактором. В мире ушли от двухполярной модели — ничего хорошего не получилось, безопасней не стало. В сфере интернета появится просто другой центр.
— Как нам учесть свои интересы при сотрудничестве с Китаем?
— Действительно, может получиться так, что было американское оборудование, а будет китайское. Собственно, никакой особой разницы нет. Для защиты своего суверенитета нам необходимо провести детальную сертификацию по устойчивости связи и системам управления сети. Это сделать надо обязательно.
Сейчас американская Cisco всячески уклоняется от сертификации по устойчивости и по недекларируемым возможностям (НДВ). Это связано с необходимостью предоставления исходных кодов программного обеспечения. Под разными предлогами американцы уклонялись, но это бьет по нашей безопасности. Значит, такая сертификация должна произойти относительно китайской Huawei. Тогда конструкция получится устойчивой. Если сертификацию не провести, то получится, что мы меняем «шило на мыло».
Как замечает заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин, при желании проект спутникового интернета можно будет запустить достаточно быстро:
— Перспективы у российско-китайского сотрудничества в сфере интернета и высоких технологий достаточно хорошие. Дело в том, что у России и Китая цели совпадают. Во-первых, необходимо обеспечить собственную независимость в сфере коммуникаций. Во-вторых, нам и КНР надо создавать свое высокотехнологичное производство. Совместные планы идут на пользу как российской, так и китайской промышленности.
В принципе, Китай построил свою систему интернета. По крайней мере, во всех регионах, где я был, доступ к мобильному интернету есть. Но думаю, не стоит акцентировать внимание на том, что у Китая уже что-то есть. Любой высокотехнологичный проект интересен Китаю. Он может получить доступ к технологиям и загрузить собственные предприятия. Одновременно могут быть совершенны прорывы в науке, которые будут иметь прикладное значение в других сферах. Тот же интерес есть и у нас.
Конечно, было бы хорошо создать совместные предприятия на нашей территории. Еще лучше — создать совместные высокотехнологичные консорциумы, которые бы занимались разработкой и производством продукции, а потом бы еще выходили на рынки третьих стран.
— Исходя из практики, какой прогноз можно дать относительно перспектив непосредственной реализации проекта?
— Обычно, когда доходит до дела, все задаются вопросом: кто будет платить? И тут наступает критический момент. Мы рассчитываем, что Китай выступит заказчиком, оплатит все работы, а мы будем просто делать. Но Китай в этом не заинтересован. Он хочет, чтобы стороны вкладывались на паритетных основах. А у нас сейчас, как я понимаю, проблемы с финансированием подобных проектов.
С другой стороны, сфера коммуникаций стала критической и для Российской Федерации и для Китая. Поэтому можно предположить, что с реализацией проекта дело не затянется.
Об этом на авиакосмическом салоне Dubai Airshow-2015 заявил гендиректор компании «Информационные спутниковые системы» Николай Тестоедов. «Нам предложили взаимодействие по созданию новой низкоорбитальной группировки, состоящей более чем из 100 спутников для широкополосного доступа к сети интернет и всего, что с этим связано», — заявил он.
Очевидно, что помимо задачи развития высоких технологий, стоит и другая: создать автономный интернет, который нельзя будет отключить из-за рубежа. Тем более что намеки на возможность такого сценария на Западе уже делали. В частности, недавно наше Министерство обороны заявило, что США намеренно искажали данные своей навигационной системы GPS, пытаясь помешать нашей авиации в Сирии наносить точные удары по базам террористов. На работу наших летчиков это никак не повлияло только благодаря наличию отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.
Много раз западные лидеры говорили, что в числе будущих санкций может быть отключение России от международной коммуникационной системы банковских расчетов SWIFT. Все помнят, как один из российских банков отключили от платежных систем Visa и MasterCard. И на высшем политическом уровне встал вопрос разработки самостоятельных систем.
Вряд ли кого стоит убеждать, что в современном мире интернет играет колоссальную роль. Но проблема в том, что наши доменные имена управляются американской компанией ICANN. В конце сентября этого года Минторг США в очередной раз отказался передавать управление доменами международным структурам и продлил контракт с ICANN. Но стоит помнить, что американцы уже отключали доменные имена юридических и физических лиц в Крыму. И кто даст гарантию, что так не поступят со всеми нашими доменами? Не будет ни личных блогов, ни сайтов коммерческих фирм, политических партий и журналистских изданий, ни удобной системы предоставления в интернете госуслуг.
Но смогут ли проблему снять российско-китайские спутники? Как заявил Николай Тестоедов, пока идут только консультации с китайскими специалистами, а техническое задание еще не сформировано.
— Нам однозначно нужно развивать собственные системы, связанные с интернетом, наличие собственных спутников — это замечательно, — уверен генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. — В этом направлении мы долгое время не развивались. Нужен ли нам именно спутниковый интернет — вопрос, ведь есть связанные с ним определенные технические ограничения. Развитие наземных сетей сотовой связи, как 3G, 4G, позволяет обеспечить гораздо большие возможности. Но в запуске спутников тоже нет ничего плохого, развитие в этом направлении необходимо. И эти спутники можно использовать в разных направлениях, выстраивать систему платного телевидения и интернета.
— Насколько развитие спутникового интернета отвечает решению проблемы национальной безопасности?
— Когда я говорю о необходимости развития спутникового интернета, то в первую очередь имею в виду вопросы национальной безопасности. Мы уже построили свою систему навигации ГЛОНАСС, смогли стать независимыми от GPS. Это было правильным шагом, несмотря на все организационные проблемы. Такая сильная страна как Россия должна иметь свои системы. И их надо рассматривать не только с точки зрения качества интернета, но именно с точки зрения безопасности страны.
— Много ли сегодня у Запада «козырей», которые он может использовать против нас в сфере коммуникаций?
— Россия — один из активных участников глобальных процессов. Говорим мы про SWIFT или про котировки на Лондонской бирже. Теоретически нам могут всё отключить, и не хотелось бы, чтобы до этого дошло. Скажем, если нам отключат SWIFT, то мы сможем сделать свой аналог. Но он будет действовать только в России, а как работать за ее пределами? Мы же не будем говорить другим государствам, чтобы они использовали наши изобретения.
Но мы должны иметь собственные возможности в важных отраслях, таких как космическая связь. Это будет показывать хорошее состояние нашей страны.
— Сегодня США контролируют весь интернет в мире. Попытки забрать этот контроль предпринимаются последние 15 лет, но Соединенные Штаты довольно успешно сохраняют в своих руках контроль и никому его стараются не отдавать. Думаю, что и в ближайшие годы эта проблема на добровольных началах решена не будет, — говорит профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Антон Серго. — Мы должны понимать, что теоретически США могут создать нам большие проблемы. Вся инфраструктура сети, в том числе и российского сервиса .ru, привязана, к сожалению, к американской компании ICANN. Так что технические проблемы возможны.
С этой точки зрения Китай стал лидером по независимым сетям. Сегодня КНР — лидер в этой сфере в хорошем и плохом отношении. Хороший факт — Китай давно создал свой автономный интернет, которому не страшны никакие отключения и санкции. Плохой факт — Китай обычно показывает пример того, как можно жестко зарегулировать внутренний интернет без нормального доступа к всемирной сети.
— Улучшит ли сотрудничество с Китаем положение с нашей информационной безопасностью?
— Скорее всего, не повлияет. Чтобы создать интернет, который нам не смогут отключить, необходимо создать всю инфраструктуру до того момента, как нас от сети отключат. Сейчас вся наша инфраструктура завязана на американскую компанию ICANN.
Заведующий кафедрой информационной безопасности ВШЭ Александр Баранов считает, что сотрудничество с КНР должно быть продуманным:
— Как я понимаю, будет еще одна система доступа в интернет, на основе двух национальных центров выдачи доменных имен. У нас есть свой доменный центр, у китайцев он тоже есть. Но сейчас наш доменный центр однозначно завязан на американскую систему.
— Сможем ли мы стать независимыми от США в сфере интернета?
— Китайцы практически ушли от зависимости, сможем уйти и мы, если приложим усилия. Но действительно, если американцы захотят отключить нашу систему, то мы не сможем работать с мировым сегментом сети. На крайний случай тогда будет работать российско-китайский сегмент. Надеюсь, что до такого безобразия не дойдет.
— Нужно ли выстраивать систему спутникового интернета, если наземные системы работают неплохо?
— Есть у нас сети 3G, 4G. Сейчас японцы внедряют у себя сети 5G, которые позволят подавать на прибор интернет со скоростью до 19 Гб в секунду. Спутники тоже нужны. Я считаю, что чем больше возможностей для связи, тем лучше. Конечно, запускать спутниковую группировку недешево. Но Китай тоже будет участвовать.
Увеличение общей сети — очевидное преимущество. Во-вторых, мы получим альтернативный узел связи. Его будут строить, скорее всего, на базе китайской Huawei, которая стала конкурентом американским системам Cisco. В плане устойчивости всей системы, вещь будет полезная.
Одновременно, альтернативная система интернета будет дополнительным сдерживающим фактором. В мире ушли от двухполярной модели — ничего хорошего не получилось, безопасней не стало. В сфере интернета появится просто другой центр.
— Как нам учесть свои интересы при сотрудничестве с Китаем?
— Действительно, может получиться так, что было американское оборудование, а будет китайское. Собственно, никакой особой разницы нет. Для защиты своего суверенитета нам необходимо провести детальную сертификацию по устойчивости связи и системам управления сети. Это сделать надо обязательно.
Сейчас американская Cisco всячески уклоняется от сертификации по устойчивости и по недекларируемым возможностям (НДВ). Это связано с необходимостью предоставления исходных кодов программного обеспечения. Под разными предлогами американцы уклонялись, но это бьет по нашей безопасности. Значит, такая сертификация должна произойти относительно китайской Huawei. Тогда конструкция получится устойчивой. Если сертификацию не провести, то получится, что мы меняем «шило на мыло».
Как замечает заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин, при желании проект спутникового интернета можно будет запустить достаточно быстро:
— Перспективы у российско-китайского сотрудничества в сфере интернета и высоких технологий достаточно хорошие. Дело в том, что у России и Китая цели совпадают. Во-первых, необходимо обеспечить собственную независимость в сфере коммуникаций. Во-вторых, нам и КНР надо создавать свое высокотехнологичное производство. Совместные планы идут на пользу как российской, так и китайской промышленности.
В принципе, Китай построил свою систему интернета. По крайней мере, во всех регионах, где я был, доступ к мобильному интернету есть. Но думаю, не стоит акцентировать внимание на том, что у Китая уже что-то есть. Любой высокотехнологичный проект интересен Китаю. Он может получить доступ к технологиям и загрузить собственные предприятия. Одновременно могут быть совершенны прорывы в науке, которые будут иметь прикладное значение в других сферах. Тот же интерес есть и у нас.
Конечно, было бы хорошо создать совместные предприятия на нашей территории. Еще лучше — создать совместные высокотехнологичные консорциумы, которые бы занимались разработкой и производством продукции, а потом бы еще выходили на рынки третьих стран.
— Исходя из практики, какой прогноз можно дать относительно перспектив непосредственной реализации проекта?
— Обычно, когда доходит до дела, все задаются вопросом: кто будет платить? И тут наступает критический момент. Мы рассчитываем, что Китай выступит заказчиком, оплатит все работы, а мы будем просто делать. Но Китай в этом не заинтересован. Он хочет, чтобы стороны вкладывались на паритетных основах. А у нас сейчас, как я понимаю, проблемы с финансированием подобных проектов.
С другой стороны, сфера коммуникаций стала критической и для Российской Федерации и для Китая. Поэтому можно предположить, что с реализацией проекта дело не затянется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий