Эрнест Миллер Хемингуэй – фигура культовая, один из величайших писателей ХХ века. Известный своими антивоенными романами «Прощай, оружие!», «И восходит солнце», «По ком звонит колокол», а также глубоко философской повестью «Старик и море». Но кто бы мог подумать, что знаменитого писателя свели в могилу именно американские спецслужбы.
На фотографиях Хемингуэй – эталон мужественности, брутальности. Он прошёл через две войны. В Первую мировую, будучи добровольцем в Италии, он попал под обстрел и получил более двухсот ранений. Но на боевом духе и физическом состоянии молодого писателя это никак не сказалось, он вернулся в Америку героем и продолжил занятия боксом и другими видами спорта. Но война всё равно оставила неизгладимый отпечаток, это и повлияло на дальнейшее творчество, на его грустное и по большей части пессимистичное творчество.
«Потерянное» поколение
Пессимизм и антивоенная проза стали тогда гимном целого поколения, которое назвали «потерянным». Это и Ремарк с его «На западном фронте без перемен» и «Трема товарищами», это Олдингтон, который написал «Смерть героя», и многие другие. Герои этих авторов, как и сами авторы, потому что романы по большей части автобиографичны, прошли через большие эмоциональные потрясения в годы Первой мировой войны. Вернувшись на родину, они осознали, что мир, в котором они жили, больше им не принадлежит. Люди, которые были им дороги, не понимают того, что происходит в их бренных головах. Это что-то вроде экзистенциального кризиса, который породил отменное творчество.
Поиски места
Хемингуэй успел пожить в Оук-парке, Торонто, Чикаго, Париже. Его публицистические статьи с переменным успехом публиковались в журнал «Торонто-стар». В послевоенном Париже он знакомится с местной богемой, французские писатели убеждают в один голос, что Хемингуэй создан быть писателем. И в 1926 году после публикации первого романа «И восходит солнце» к нему приходит успех.
Остров Свободы
Как уже можно было догадаться, Хемингуэй был тем еще путешественником и нигде долго не задерживался. Но в 1928 году, оказавшись на Кубе случайно, писатель влюбился в нее и обзавёлся твердым намерением переехать туда на постоянное место жительства. Он регулярно путешествует на своей яхте из Ки-Уэста к берегам Кубы, к оплоту коммунизма, чем, вероятно, нервирует службы разведки.
Но потом снова была война, Хемингуэй сам организовывает на своём катере разведку в Карибском море, выслеживая немецкие подлодки. И этого не хватило, он добивается разрешения на участие в высадке в Нормандии, участвует в боевых полётах, наземных сражениях. Война не отпускает.
В 1949 году, наконец, наступил тихий и безоблачный период жизни на Кубе, на том самом Острове Свободы, где автор в последствие проведет долгие годы. В 1959 он даже поддержал кубинскую революцию, а также боролся за социальную справедливость на Кубе.
Хемингуэй и алкоголь
Спиртные напитки – это целая глава из жизни писателя, любил он пропустить стаканчик-другой. Да что уж там, он не выпускал стакана из руки. По слухам, его любимыми коктейлями были мохито и дайкири. Но это лишь слухи, которые сделали тот же мохито одним из самых известных коктейлей в мире. На самом деле, Хемингуэй был диабетиком, а потому пил исключительно сухие напитки, к примеру, сухой мартини. Однако Хемингуэй был истинным профессионалом и не совмещал писательский труд с выпивкой.
Возвращение в Америку
Помимо диабета у Хемингуэя была гипертония. После переезда обратно в США усилились проблемы с нервами и психикой. Неизвестно, где именно писатель начал подозревать, что за ним ведется слежка. Но поселившись в небольшом городке Кетчум, писатель впадает в глубокую депрессию. Позже писателю поставили диагноз «психическое расстройство». Он стал одержимым, постоянно твердил, что за ним следят, телефоны прослушивают, почту проверяют, всюду жучки и агенты ФБР. Это была мания преследования, из-за которой он несколько раз пытался наложить на себя руки.
Родственники переживали за писателя. Как тут не переживать, когда то и дело кто-нибудь заставал Хемингуэя за написанием предсмертной записки? Его поместили в клинику, где «лечили» электрошоком. Спустя время, врачи посчитали, что больной выздоровел. Отправили Хемингуэя домой. Там он зарядил ружьё и покончил жизнь самоубийством. И в этот раз предсмертную записку он не оставил.
Досье на Хемингуэя
В 1980 году ФБР рассекретили часть секретных документов, в их перечень попало досье на Хемингуэя. Страдал ли писатель манией преследования? Отчасти, скорее он обладал прекрасной интуицией, ведь догадки, которые порой носили характер параноидального бреда, с лихвой подтвердились. За писателем действительно велась слежка. Его подозревали в причастности к советским спецслужбам. Да и поддержка политики Фиделя Кастро сыграла злую шутку над писателем. А тотальный контроль и слежка не могут не нервировать. Если прибавить к этому еще и груз пережитого в годы войны, то получится не коктейль «Монтгомери» с джином и вермутом, который изобрел Хемингуэй в баре «Хэрриз» в Венеции, а коктейль «Психическое расстройство» с суицидальными наклонностями.
Американские спецслужбы по сей день пользуются дурной репутацией. В 2007 году расследованием были выявлены тысячи фактов незаконной слежки ФБР: от прослушивания домашних телефонных разговоров до сбора данных о финансовых операциях граждан, причём иностранных. Возможно, великий писатель, которого довели до самоубийства, - не единственная жертва спецслужб. Но даже в случае с Хемингуэем не до конца ясно, где заканчивается здравый смысл и здоровая настороженность и начинается безумие. Как писал Берроуз, «ты никогда не узнаешь, когда начнётся твоя шизофрения».
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий