О любви Владимира Маяковского к его жестокой музе Лиле Брик написано немало. Однако редко упоминается тот факт, что чувство влюбленности у поэта изначально вызывала ее младшая сестра Элла Каган, впоследствии ставшая известной в Европе писательницей и переводчицей. Она вышла замуж за французского поэта Луи Арагона и прославилась под именем Эльзы Триоле. Несмотря на успех за границей, в России о ней известно куда меньше, чем о Лиле Брик, хотя Эльза ни в чем ей не уступала. Ее имя на многие годы было предано забвению, и на то есть несколько причин.
Сестры Лиля и Эля Каган родились в семье московского адвоката и пианистки. Они получили блестящее образование, обе с детства говорили на трех языках и увлекались литературой. На одном из поэтических вечеров Элла познакомилась с эпатажным поэтом, в то время мало кому известным, – Владимиром Маяковским. Он влюбился в девушку и принялся за ней ухаживать.
В доме Каганов к поэту относились прохладно – его не считали достойной партией для дочери. Маяковский читал Элле свои первые стихи, которые она очень высоко оценивала: «Его гениальность была для меня очевидна», – признавалась она позднее. Их романтические встречи продолжались до тех пор, пока в 1915 г. Элла не познакомила поэта со своей старшей сестрой, уже замужней на тот момент Лилей Брик. Настоящей любовью и музой на долгие годы для Маяковского стала Лиля, а Элла сумела сохранить с ним дружеские отношения до самой его смерти.
Впрочем, видных поклонников у Эллы Каган было немало: поэт-футурист Василий Каменский, знаменитый лингвист Роман Якобсон, выдающийся литературовед и критик Виктор Шкловский. Но замуж девушка вышла за французского офицера Андре Триоле – в смутные послереволюционные времена он был шансом эмигрировать из страны.
После отъезда за границу девушка стала именовать себя Эльзой. Брак с офицером вскоре распался, и через несколько лет она вышла замуж за писателя Луи Арагона. Биограф Лили Марку пишет: «Я всегда акцентирую внимание на огромной роли Эльзы, которая смогла упорядочить жизнь этого гения. И в интеллектуальном, и в духовном плане. Эльза просто спасла его. Их друзья говорили мне, что без нее он бы покончил жизнь самоубийством».
Эльза Триоле была не только музой, вдохновлявшей талантливых мужчин на творческие достижения, но и самостоятельной величиной, добившейся успеха во многих сферах. Когда писательская деятельность ни ей, ни мужу не приносила дохода, она изготавливала для парижских модных домов бусы из всех подручных средств. 10 лет она посвятила совершенствованию своего французского – в СССР эмигрантов не печатали, и она начала писать по-французски.
Эльза Триоле и Луи Арагон
Официальным признанием Эльзы Триоле как французской писательницы стало вручение ей Гонкуровской премии. Польщенная, она писала сестре: «Сегодня во всех без исключения газетах моя физиономия на первой странице и столько цветов, что ни встать, ни сесть». Кроме того, она перевела на французский пьесы Чехова, составила антологию русской поэзии от Пушкина до Вознесенского.
Луи Арагон в 1927 г. вступил в компартию во Франции, и поэтому поначалу их с Эльзой тепло встречали в СССР, но позже Арагон выступил против преследований Шостаковича и Солженицына, способствовал освобождению кинорежиссера Параджанова, резко осудил советское вторжение в Чехословакию. В 1960-х началась травля Лили Брик, на которую Эльза отреагировала несколькими статьями о фальсификации наследия Маяковского, из архивов которого вычеркивали имя Лили Брик. Конечно, после этого она стала неугодной и ее имя забыли на долгое время. Ее роль в развитии русской культуры так и осталась недооцененной.
В 1994 г. во Франции состоялось открытие музея Эльзы Триоле и Луи Арагона. На мероприятие приехало около тысячи парижан – члены правительства, писатели, художники, кинематографисты, журналисты. Из России была только одна съемочная группа.
Сестры Лиля Брик и Эльза Триоле. Париж, 1959
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий