
У каждого народа есть
идея о собственной исключительной миссии, которая должна быть исполнена
любой ценой. Кто-то считает себя богоизбранными, кто-то несет «блага
цивилизации», а кто-то пытается вернуть себе величие легендарных
предков, первых рыцарей Европы.
Русские: Третий Рим и «Святая Русь»

Корни русской идеи стоит искать в XV
веке, когда Москва категорически разошлась с Константинополем в вопросах
Флорентийской унии - попытке Ватикана объединить обе конфессии под
своим началом. «Измена» греков привела к тому, что спустя три года, в
1441 году, по распоряжению Василия II греческий митрополит Исидор был
смещен со своего поста, а на его место избран русский по происхождению
святитель Иона.
В 1453 году, не выдержав нашествия
османов, пал Константинополь, бывший центром православного мира. В
русском обществе понимали, что Православная Церковь не может оставаться
без единого духовного центра: этот факт и порождал брожение мыслей о
возможной преемственности между Константинополем и Москвой.
Тема о централизации православия вокруг Москвы
оказалась актуальной и в свете пророчеств о конце света. 1492 год по
православному календарю завершал 7000-летний период, ведущий свое начало
от Сотворения мира.
О серьезности отношения Церкви к этой
дате говорил хотя бы тот факт, что на ней заканчивался цикл пасхалий. В
том же 1492 году мы впервые встречаемся с зафиксированной на бумаге
мыслью о русской преемственности Византии. Митрополит Зосима в
предисловии к «Изложению Пасхалии» на начало наступающего восьмого
тысячелетия недвусмысленно высказывался, что Иван III является новым
Константином, а Москва новым Константинополем.
Концепция «Третьего Рима» нашла свое
продолжение в православной монархии и русской идее. Ее сторонники верят в
миссию России как народа-богоносца. Впервые, термин «русская идея»
появился у Достоевского, соединившего идею народа-богоносца с
мессианством. Согласно его концепции, только русский народ достоин нести
христианскую веру в ее самом верном проявлении – православии.
Армяне – богоизбранные

Доктрина «Святой Руси» не уникальна.
Одновременно с идеей богоизбранности Восточного Рима в Армении тоже
происходило освящение этничности. Армянская национальная идея гласит о
богоизбранности армянского народа наравне с иудеями, апеллируя хотя бы к
тому, что именно на территории Армении повторно зародилась жизнь после
Великого потопа. Кроме того, Армения была одной из первых стран,
принявших христианство. При этом все несчастья, постигшие армянский
народ – плата за богоизбранность, подобно той, что пришлось заплатить
Израилю.
Евреи: "народ священников"

Как гласит «Шмот» - тринадцатая глава
Торы, главная миссия народа Израиля – соблюдать все указания Торы: «если
вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, то будете Моим
самым дорогим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у
Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:3—6).
Если евреям удастся выполнить свою
миссию, то в мире будет процветать мир и покой, а народ Израиля станет
почитаться как царство священников. И явится тогда «кидуш Ашем»-
освящение имени Бога. Если же нет, то за место него появится «хилуль
Ашем» – осквернение имени Бога. В этом случае, люди начнут отрицать Бога
и восстанут против него. И тогда вместо того, чтобы стать «народом
священников», сыны Израиля будут гонимы и презираемы, но пройдя все
испытания, они обратят их во благо, поскольку желание Всевышнего – чтобы
человечество, в особенности Израиль, получило искупление своими
поступками.
Поляки: потомки первых рыцарей

Говоря о миссии польского народа, стоит
выделить две концепции: польское мессианство и ягеллонскую идею. Первая
зародилась еще в XVI веке вместе с идеологией сарматизма. Согласно ей
польская шляхта ведет свое происхождение не от славян, как простолюдины,
а от древнего народа сарматов. Кочевники сарматы противопоставлялись
диким скифам и считались родоначальниками рыцарства. Таким образом,
польская аристократия позиционировала себя наследников первых рыцарей
Европы.
Речь Посполитая должна была стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».
Впоследствии концепция исключительности
была перенесена на весь польский народ. Польское мессианство гласит, что
поляки обладают выдающимися способностями и тем самым выделяются на
фоне остальных народов мира. Соответственно, именно они ответственны за
развитие и просвещение всех остальных народов мира.
Другая идея, «ягеллонская» (от имени
польской королевской династии Ягеллонов) получила распространение в
начале XX века после революции, когда Польша вышла из состава Российской
империи. Согласно ей, все восточноевропейские страны – Литва,
Белоруссия, Украина должны были объединиться под эгидой польского
федерального государства – империи, и создать противовес общему врагу –
России. Как задача максимум – расчленение России путем поддержки
национальных движений ее малых народов, а затем объединение их в
федерацию во главе с Польшей.
Англичане: «Великая Британия»

В конце XIX века, когда успехи
колониальной торговли были уже в прошлом, а «нация лавочников», как
англичан называли в иностранной прессе, не могла более рассчитывать
только на производство и торговлю, в Англии появилась идея об ином
предназначении британской нации – об имперской миссии. Основная ее идея
заключалась в том, что настоящим призванием англичан является
распространение достижений западной цивилизации по всему миру и
«опекунство» над менее развитыми странами – Индией, Африкой и другими.
Впервые эту идею высказал лидер консерваторов и премьер-министр
Дизраэли: «Величественность и суверенитет, дух и энергия парламента,
неисчерпаемые ресурсы, изобретательность и решительность народа – вот
ключ к Индии».
По словам одного из имперских идеологов, лорда Розбери,
Британская империя стала чем-то вроде: «величайшего светского агентства по распространению добра, которое когда-либо видел мир».
Британцы считали себя сродни христианским миссионерам, несущим свет и просвещение человечеству.
Важнейшей составляющей идеи «Великой
Британии» были многочисленные теории, призванные утвердить превосходство
и определить единое предназначение англо-саксонской расы. Ученые и
писатели пытались определить базовые черты, свойственные ее
представителям. Чаще всего в этом качестве фигурировали стремление к
свободе и независимости, умение полагаться на свои силы, индивидуализм и
твердость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий