1 апреля 1815 года родился Отто фон Бисмарк, "железный канцлер", чья деятельность во многом определила границы современной Европы.Всю свою жизнь Бисмарк был связан с Россией, он как никто понимал силу и противоречивость нашего государства.
Русская любовь
Бисмарка многое связывало с нашей страной: служба в России, "ученичество" у Горчакова, знание языка, уважение к русскому национальному духу. Была у Бисмарка и русская любовь, звали её Катерина Орлова-Трубецкая. У них был бурный роман на курорте Биаррица. Бисмарку хватило всего одной недели в ее обществе, чтобы он оказался в плену чар этой молодой привлекательной 22-летней женщины. История их пылкой влюблённости чуть не закончилась трагедией. Муж Катерины, князь Орлов, был тяжело ранен на Крымской войне и участия в весёлых гуляниях и купаниях жены не принимал. Зато принимал Бисмарк. Они с Катериной едва не потонули. Их спас смотритель маяка. В этот день Бисмарк напишет жене: «После нескольких часов отдыха и написания писем в Париж и Берлин, я вторично глотнул соленой воды, на этот раз в гавани, когда не было волн. Много плавать и нырять, дважды окунаясь в морской прибой было бы чересчур много для одного дня». Этот инцидент стал «звоночком» для будущего канцлера, больше он жене не изменял. Да и времени не стало – большая политика стала достойной альтернативой адюльтерам.
Эмская депеша
В достижении своих целей Бисмарк не брезговал ничем, даже фальсификацией. В напряженной обстановке, когда в Испании после революции в 1870 году освободился трон, на него стал претендовать племянник Вильгельма I Леопольд. Испанцы сами звали прусского принца на трон, но в дело вмешалась Франция. Понимая стремление Пруссии к европейской гегемонии, французы приложили немало усилий, чтобы этого не допустить. Немало усилий, чтобы столкнуть Пруссию с Францией лбами приложил и Бисмарк. Переговоры французского посла Бенедетти с Вильгельмом пришли к заключению о том, что Пруссия не станет вмешиваться в дела испанского трона. Изложение беседы Бенедетти с королём было сообщено из Эмса по телеграфу Бисмарку в Берлин. Получив от начальника прусского генерального штаба Мольтке заверения в готовности армии к войне, Бисмарк решил использовать переданную из Эмса депешу для провоцирования Франции. Он изменил текст сообщения, сократив его и придав ему более резкий, оскорбительный для Франции тон. В новом тексте депеши, фальсифицированном Бисмарком, конец был составлен так: "Его величество король отказался затем ещё раз принять французского посла и приказал дежурному адъютанту передать ему, что его величество не имеет ничего более сообщить".
Этот оскорбительный для Франции текст был передан Бисмарком в печать и всем прусским миссиям за границей и на следующий день стал известен в Париже. Как и ожидал Бисмарк, Наполеон III немедленно объявил Пруссии войну, закончившуюся разгромом Франции.
Русское "ничего"
Русским языком Бисмарк продолжал пользоваться на протяжении всей своей политической карьеры. Русские словечки то и дело проскальзывают в его письмах. Уже став главой прусского правительства, он даже резолюции на официальных документах иногда делал по-русски: «Невозможно» или «Осторожно». Но любимым словом «железного канцлера» стало русское «ничего». Он восхищался его нюансированностью, многозначностью и часто использовал в частной переписке, например, так: «Alles ничего». Проникнуть в тайну русского «ничего» помог ему один случай. Бисмарк нанял ямщика, но усомнился, что его лошади могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» – отвечал ямщик и понесся по неровной дороге так бойко, что Бисмарк забеспокоился: «Да ты меня не вывалишь?». «Ничего!» – отвечал ямщик. Сани опрокинулись, и Бисмарк полетел в снег, до крови разбив себе лицо. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и всё приговаривал: «Ничего… ничего-о!» Впоследствии Бисмарк заказал кольцо из этой трости с надписью латинскими буквами: «Ничего!» И признавался, что в трудные минуты он испытывал облегчение, говоря себе по-русски: «Ничего!» Когда «железного канцлера» упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: «В Германии только я один говорю «ничего!», а в России – весь народ».
Колбасная дуэль
Рудольф Вирхов, прусский ученый и оппозиционный деятель, был недоволен политикой Отто фон Бисмарка и раздутым военным бюджетом Пруссии. Он стал исследовать эпидемию тифа и пришел к выводу, что в ней виноват не кто-нибудь, а сам Бисмарк (перенаселенность вызвана нищетой, нищета — плохим образованием, плохое образование — отсутствием финансирования и демократии).
Бисмарк не стал отрицать тезисов Вирхова. Он просто вызвал его на дуэль. Дуэль состоялась, но Вирхов подготовился к ней нестандартно. В качестве «оружия» он выбрал колбаски. Одна из них была отравлена. Знатный дуэлянт Бисмарк от дуэли предпочел отказаться, сказав, что герои не объедаются до смерти и дуэль отменил.
Ученик Горчакова
Традиционно считается, что Александр Горчаков стал своеобразным «крёстным отцом» Отто фон Бисмарка. В этом мнении есть разумное зерно. Без участия и помощи Горчакова Бисмарк вряд ли бы стал тем, кем он стал, но нельзя и недооценивать роль самого Бисмарка в своём политическом становлении. Бисмарк познакомился с Александром Горчаковым во время своего пребывания в Санкт-Петербурге, где он был прусским посланником. Будущий «железный канцлер» был не сильно доволен своим назначением, принимая его за ссылку. Он оказался далеко от «большой политики», хотя амбиции Отто говорили ему о том, что рождён он именно для этого. В России Бисмарка приняли благосклонно. Бисмарк, как знали в Петербурге, всеми силами противился во время Крымской войны мобилизации германских армий для войны с Россией. Кроме того, обходительному и образованному земляку благоволила вдовствующая императрица — супруга Николая I и мать Александра II, урожденная принцесса Шарлотта Прусская. Бисмарк был единственным иностранным дипломатом, тесно общавшимся с царской семьей. Работа в России и общение с Горчаковым серьёзно повлияли на Бисмарка, но дипломатический стиль Горчакова не был перенят Бисмарком, он сформировал свои методы внешнеполитических влияний, а когда интересы Пруссии разошлись с интересами России, Бисмарк уверенно отстаивал позиции Пруссии. После берлинского конгресса Бисмарк разошёлся с Горчаковым.
Потомок Рюриковичей
Сейчас не принято об этом вспоминать, но Отто фон Бисмарк был потомком Рюриковичей. Его далекой родней была Анна Ярославовна. Зов русской крови в Бисмарке проявлялся по-полной, ему даже довелось однажды охотиться на медведя. "Железный канцлер" хорошо знал и понимал русских. Ему приписывают знаменитые фразы: «С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть»; «Русские долго запрягают, но быстро едут»; «Война между Германией и Россией — величайшая глупость. Именно поэтому она обязательно случится».
Комментариев нет:
Отправить комментарий