
Авиационно-космическая отрасль
является локомотивом промышленности и науки, поскольку аккумулирует в
себе все самые последние разработки и инновации. И это неудивительно.
Ведь космические аппараты и самолёты работают в экстремальных условиях с
экстремальными нагрузками. Центральной проблемой при разработке таких
машин является поиск материалов, выдерживающих запредельные нагрузки.
Ведущим российским научным институтом в
этой области является Всероссийский научно-исследовательский институт
авиационных материалов (ВИАМ), который разрабатывал не только материалы
для авиационной и космической техники. Даже если вы никогда не были в
Москве, то вам всё равно должен быть знаком памятник Гагарину скульптора
Бондаренко на Ленинском проспекте.

Специалисты ВИАМ для этого памятника
разработали особый титановый сплав белого цвета. Совместно с
Национальным институтом авиационных технологий для того, чтобы сделать
этот памятник, они разработали технологии литья и электронно-лучевой
сварки, получив бесценный опыт работы с титаном. Этот опыт был
использован при создании стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый
лебедь». У этого самолёта полностью сварной корпус, что было сделано
впервые в мире для таких типов машин.
Последним и величайшим достижением
авиационно-космической отрасли Советского Союза стало создание
многоразовой космической транспортной системы «Энергия-Буран». Над этим
проектом трудились не только профильные институты и предприятия, но ещё
1200 организаций. «Буран» стал вершиной советской космической инженерии.
Затем были 90-е с упадком всей отрасли и
уничтожением научных учреждений. ВИАМ выжил благодаря коммерческим
заказам на изделия из жаропрочных литейных сплавов. В 2008 году институт
посетил председатель правительства РФ Владимир Путин, который отдал
тогда распоряжение о создании турбовентиляторного двигателя ПД-14. В
2009 году началось финансирование проекта, а в конце прошлого года
начались лётные испытания агрегата.

Двигатель ПД-14 создан полностью из
российских компонентов и материалов. В этом двигателе более 20 новых
материалов. Например, мотогондола, стоимость которой в несколько раз
меньше иностранных аналогов, изготовлена из полимерных композиционных
материалов, При создании двигателя ПД-14 были использованы современные
порошковые технологии и 3-D печать.
Необходимость использования таких
технологий продиктована стоимостью жаропрочного сплава, из которого
сделана турбина двигателя. Килограмм этого материала стоит десятки тысяч
рублей. Обычные способы металлообработки дают слишком много отходов. В
новых технологиях луч лазера спекает порошок, накладываемый микронными
слоями, что позволяет достигать исключительной точности и безотходности в
изготовлении деталей.
Все
страны условно делятся на три разряда. Одни страны развивают знания,
другие на основе этих знаний развивают технологии и производят полезные
вещи, а третьи поставляют сырьё для двух первых. Россия чуть было не
скатилась на уровень третьих стран, но благодаря верности своему делу и
патриотизму наших учёных, инженеров и конструкторов, которые не бросили
страну в трудные годы, сейчас Россия снова утверждает себя в качестве
страны передовой науки и техники.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий