Вардо (фургон или кибитка) — традиционная повозка, запрягаемая лошадью, которая использовалась британскими цыганами в качестве жилища. Эти кибитки были оснащены дымоходами, обычно были богато украшены, отделаны замысловатой резьбой и ярко окрашены (или даже позолочены). Традиционные вардо британских цыган сегодня считаются важным культурным достоянием с точки зрения художественного оформления - ведь это настоящие шедевры работы по дереву.
Цыганская стоянка.
Расцвет цыганских фургонов вардо длился в течение примерно 70 лет: с середины 1800-х годов до первых двух десятилетий 20 века. Ныне они не используются цыганами для круглогодичного проживания, но их можно постоянно увидеть на цыганских конных ярмарках, проводимых в течение всего года.
Цыганский караван. Фургоны, запряженные лошадьми.
Конструкция вардо неизменно включает в себя большие колеса (чаще задние колеса больше передних) и тент из холста, который натягивается на изогнутую деревянную раму. К середине 1800-х годов конструкция вардо была почти полностью стандартизирована: к примеру, дверь почти всегда начали делать в передней части фургона.
Кибитки в пути.
Еще одним общим атрибутом кибиток стала небольшая чугунная варочная печь, которая была изобретена в Америке и появилась в Великобритании около 1830 года. Естественно, что кухонная плита с печкой требовали дымохода для отвода дыма из фургона. Если смотреть на фургон спереди, то дымовая труба всегда находится на левой стороне.
Кибитка Вардо.
Это было сделано не случайно, ведь в Великобритании левостороннее движение и, когда фургон едет по дороге, то труба не цепляет свисающие низко над дорогой ветви деревьев.Интерьер цыганского фургона, как правило, оснащен встроенными сиденьями, шкафами, полкой-нарами для сна в задней части фургона, комодом и застекленным трюмо.
Цыганские караваны в английском Стоктон-он-Тисе.
Окна обычно расположены на левой стороне и сзади. Некоторые типы кибиток оснащены масляными лампами, монтируемыми снаружи для освещения дороги.Цыганские фургоны можно разделить на 6 основных типов: браш, ридинг, ледж, боутоп, опенлот и бартон. Они развивались в течение многих десятилетий, а их названия произошли от имени владельцев (браш), стиля (ледж, боутоп или опенлот) или городов, где они впервые появились (ридинг и бартон).
Караван британских цыган на конной ярмарке Appleby Horse Fair, 1956.
Фургоны "Бартон"
Популярные среди цыган, а также среди циркачей фургоны типа "бартон" являются самым старым примером фургона, используемого в качестве дома в Великобритании. Хотя повозки данного типа изначально не украшали, впоследствии они превратились в сложные кибитки британских ромов. Стоит отметить, что из-за небольших колес этот фургон не подходит для использования в условиях бездорожья.
Вардо напротив Армли Парка в английском Лидсе, 1933.
Фургоны "Браш"
Фургоны "браш" также известны, как стандартные цыганские вардо, с прямыми стенками и колесами, расположенными вне корпуса фургона. "Браш" примерно одинаковы по конструкции с вардо типа "ридинг", но имеют две отличительные черты от всех прочих типов цыганских фургонов: половинные двери с застекленными жалюзи, расположенные на задней части вардо (к этим дверям от земли ведут откидные ступеньки), а также наполовину открытую крышу.
Снаружи "браш" оборудован стеллажами и полками, которые позволяли владельцу легко использовать фургон в качестве передвижного "рундука" при торговле. Кроме того, крышу окружали три легких железных бортика для крепления на крыше громоздких товаров.
Завтрак с лучшими друзьями.
Фургоны "Ридинг"
"Ридинг" отличается боковыми стенками, расширяющимися по направлению к крыше, высокими арочными колесами и относительно легким весом. Пожалуй, ни один другой вардо так не олицетворяет собой золотой век цыганских кочевых караванов. Впервые "ридинг" появился в 1870 году и был назван так по названию города, возле которого жил его создатель.
Данный тип фургона высоко ценится за свой эстетический дизайн, красоту и практичность (на "ридинге" можно спокойно пересечь брод и передвигаться по пересеченной местности, на что были неспособны фургоны с меньшими колесами, типа "бартон"). Обычно "ридинг" был 3 метра в длину. Задние колеса были на 45 см больше, чем передние.
Внутри фургона по обе стороны от кровати стояли зеркала, а стены были богато украшены. Боковые и задние окна были украшены и оснащены ставнями, и корпус фургона делали из деревянных брусьев, окрашенных в красный цвет с добавлением желтого и зеленого. Как и в других вардо, степень украшения отражала богатство семьи. Зачастую на деревянных ребрах фургона вырезали головы львов и горгулий, которые красили в золотой цвет.
Караван Пустынная мечта на дороге, 1950.
Боутоп
На основе конструкции фургона "ледж" был создан "боутоп", который был значительно легче и имел меньше шансов перевернуться при сильном ветре. Дизайн "боутопа" представлял собой легкий тент, который натягивался на деревянную раму. Передние и задние стенки фургона были оформлены в виде завитков и окрашены в зеленый цвет. Внутри фургона располагались плита, стол и двуспальная кровать.
Маргарет Тейлор и ее мать Филлис, стоящие в дверях кибитки, июль 1956
Погребальный обряд цыган в 19 и 20 веках включал в себя сжигание фургона и всех вещей после того, как их владелец умирал. Также всегда практиковался обычай, что вообще ничего не продавалось: часть имущества умершего, ювелирные изделия и деньги оставались в семье. Остальное, в том числе и фургон, сжигали.
Великолепно отделанный цыганский фургон.
Цыганские путешественники в 1920-е годы гордились своими декоративными вардо, хотя их образ жизни значительно изменился из-за существенного сокращения торговли лошадьми. Было подсчитано, что к 1940 году лишь около 1% цыганских кочевников по-прежнему жили в традиционных вардо, которые запрягались лошадьми.
Цыганский мальчик с собакой, Англия, примерно 1920.
Сегодня цыгане до сих пор регулярно посещают конные ярмарки, самой известной из которых является Appleby Horse Fair. Некоторые участники ярмарок приезжают на них в традиционной манере: на вардо, запряженных лошадьми.
Цыганская семья со своим вардо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий