Секта хлыстов возникла в России на рубеже XVII-XVIII веков среди оброчных крестьян. В основе хлыстовства - вера в возможность прямого общения со "духом святым", который вселяется в избранных людей - "христов". Устные поучения, или предания, исходящие от "христов", считаются "священными".
Название "хлысты" произошло по первой версии от религиозного обряда, в ходе которого сектанты бьют себя, хлещут по телу жгутами, прутьями и подобными предметами.
Второй вариант происхождения - от искаженного "христовщина", а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется "христами".
В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.
Уникальность этого вида сектантства заключается в том, что, выйдя из народной крестьянской среды и распространившись по всей России, оно проникло даже в высшее общество.
Особенности
1. Все истории о хлыстовстве начинаются с легенды о беглом солдате Даниле Филипповиче. Когда исправляли церковные книги, в окрестностях Стародуба появился беглый солдат Данила Филиппович, который бросил их в Волгу и сказал, что книги вообще не нужны, а только «Книга золотая, Книга животная, Книга голубиная — Сам Сударь Дух Святой».
2. В основе идеологии хлыстовства – предположение о том, что тело – начало злое, душа – доброе. Поэтому идея об умерщвлении плоти, т.е. дурных помыслов и стремлений, понимается в буквальном смысле – умерщвление тела. Плоть умерщвляется любыми способами, только бы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения.
3. Основой для хлыстовского учения послужили "12 заповедей" Данилы Филипповича Первая заповедь: "Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня". Вторая: "Нет другого учения. Не ищите его". Третья: "На чем поставлены, на том и стойте".
4. Хлыстовскую секту считали особенно вредной. Как правило, причиной такого мнения было причисление секте "свального греха" и детоубийства. Однако доказать это было очень трудно. Поэтому стали считать, с подачи Мельникова, что главной причиной вредности этой секты должно стать отрицание брака и отсутствие молитвы за царя, то есть непризнание власти монарха.
5. Радение - форма коллективного богослужения, у хлыстов проходила "корабликом": радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая. Радение и ритуальное самоистязание заканчивались свальным грехом и ритуальной оргией.
Молва
В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как миссионеры и православный народ монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские - как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.
Хлысты не ели мяса, особенно свинины, не употребляли спиртное, не посещали крестины и свадьбы, испытывали брезгливое чувство к детям.
При исповеди хлысты не говорили священнику обычное "грешен", а "виноват перед вами".
Сектанты обращались друг к другу уменьшительными именами.
Иногда достаточно было одного или нескольких признаков, чтобы священник отказался причастить или исповедовать предполагаемого хлыста.
Ходила молва о том, что "старец" Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс принадлежали к хлыстам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий