четверг, 10 ноября 2016 г.

Неизвестные картины Эдгара Дега: бордели, заводские трубы и совсем не зефирные балерины


Эдгар Дега вошел в историю мирового искусства как «живописец танцовщиц». Так одного из ярчайших представителей импрессионизма называли за его приверженность теме балета. Сам художник признавался, что испытывает особое наслаждение, рисуя балерин в облаке газа. Однако, кроме легких и воздушных картин, он писал и совсем иные. Тяжелые, сумрачные. В нашем обзоре – 9 неизвестных полотен мастера, созданных в необычной технике.




Сцена балета. Эдгар Дега. 1879


Картины, о которых пойдет речь в этом обзоре, экспонируются впервые. Выставка проходит в Нью-Йоркском музее современного искусства и носит название «Эдгар Дега: Странная новая красота». Все работы выполнены в технике монотипии – это особый вид графики, когда художник наносит изображение красками на металлическую пластину, а после делает единственный оттиск. По мнению куратора выставки Джоди Гауптмана, именно в технике монотипии Дега проявил себя как новатор. Эти эксперименты ставят работы великого мастера в один ряд с самыми смелыми исканиями художников XXI века. Принты Дега опережали свое время.


Танцовщица на сцене с букетов. Эдгар Дега. 1876


В молодости Дега много внимания уделял точности рисунка, он копировал полотна великих мастеров с такой поразительной скрупулезностью, что их тяжело было отличить от оригиналов. Использование монотипии в зрелом творчестве – это совершенно новый подход к творчеству. Такая техника позволяла вносить изменения в рисунок вплоть до того момента, когда, казалось бы, был нанесен последний штрих. Рисование по наитию было совершенно нехарактерным для манеры молодого Дега.


Осенний пейзаж. Эдгар Дега. 1890


Обращение к технике монотипии было для Дега интересно, поскольку давало возможность запечатлеть веяния современности. Например, картина «Осенний пейзаж» написана в 1890 году так, словно художник увидел природу из окна проносящегося поезда. Важно помнить, что сознание человека XIX века – это в большинстве своем поездки на перекладных, поэтому подобный динамизм свидетельствует о прогрессивности художника. 


Головы мужчины и женщины. Эдгар Дега. 1877-80

Благодаря «смазанной» технике монотипии Дега удавалось точно передать окружающую его действительность. Рост городов, расширение контактов… Водоворот жизни увлекал за собой мастера. И вот на его картинах – мельком увиденные лица, дышащие гарью заводские трубы.


Дым заводов. Эдгар Дега. 1877-79


Интересно и то, что только в технике монотипии Дега воссоздает образы куртизанок. Художник создает зарисовки из жизни борделей, на периферии можно заметить клиентов, замерших в нерешительности, и дам в ожидании. В центре, как правило, - пустота, пространство для обмена.


В ожидании клиента. Эдгар Дега. 1879


Особое внимание на выставке заслуживает полотно «Frieze of Dancers». Это новый подход Дега к воссозданию динамики. Что перед зрителем – четыре балерины или одна девушка, запечатленная в различные моменты? Искусствоведы традиционно относят эту работу к предтечам кинематографичности в живописи.


Frieze of Dancers. Эдгар Дега. 1895


Качественно новый подход проявился у Эдгара Дега и в работе над картиной «Три женщины в борделе. Вид сзади». Это полотно художник пишет, сочетая возможности монотипии и пастели, при этом он использует трафарет не единожды, как требовала техника, а трижды. Каждый последующий оттиск – более размытый, но в этом случае это играет на руку мастеру. Так он создает галерею силуэтов, похожих друг на друга, но вместе с тем – индивидуализированных. «Дега во всем видел больше возможностей, чем было определено правилами», - подытоживает Джоди Гауптман.


The Fireside. Эдгар Дега. 1880-85


Комментариев нет:

Отправить комментарий