Отыграла святочная пора, отрядилась, отпела, отплясала, а на смену ей Крещение Господне, Богоявление, Водокрещи. Но прежде - крещенский сочельник, прежде смирение молитвою и строгим постом до первой звезды, а там уж будет и водосвятие, и купание в проруби, несмотря на лютые крещенские морозы, там уж и традиционные «смотрины» невест.
«Свечки»
Богоявление – время омовения, преклонения, избавления от лукавого и недоброго. Всё и вся стремилось очиститься и быть очищенным от скверны ряженья, от грубости святочных игрищ, от бесовских нечистых сил, разгуливавших в страшные вечера. Любой крещенский обряд, поверье, обычай связан с омовением, а значит с водой в любом ее проявлении: будь то святая вода, только-только вынутая из «иордани», будь то обычная речная вода, что колышется в ночь Крещения, ведь в ней купается сам Божий сын, будь то талый снег, собранный по полям в канун Богоявления.
Вот и «Свечки» - распространенное в центральной части России название крещенского сочельника - приурочено к одному из водосвятий.
Именно свечами, обвязанными разноцветными нитками, лентами или лоскутами, женщины украшают сосуд, в котором освящается вода во время вечерни. По окончании водосвятия эти свечи забирают домой и бережно хранят, чтобы при случае зажечь перед иконами во время родов.
«Вот тебе крест!»
Молодые и веселые все не угомонятся, смеются, играют, гадают даже и в последний день Святок, канун Крещения. Но не до того хлопотливым хозяйкам и хозяевам. По окончании вечернего водосвятия несут святую воду домой, чтобы хранить весь год и использовать в случае страшных напастей и недугов. Пьют святую водицу по глоточку всей семьей, окропляют ею дом, хозяйственные постройки и скот.
Не забывают и окурить ладаном все непростое хозяйство, но прежде ставят кресты мелом или углем на косяках всех окон и дверей, на заслонке печи, воротах, калитках, чтобы не было беды от нечистого.
А ведь «нежить» так и бродит, так и беснуется, норовит проникнуть в дом к беспечному, неосторожному хозяину в этот пусть последний, но все еще страшной святочный вечер. И гласит народное предание, что носится в крещенскую ночь Огненный Змей, оборотень беспощадный, извивается, рыскает не очерченный крестом дом, а увидит, что повсюду кресты белеются, ничего ему не остается как рассыпаться огненным дождем над глубокими снегами.
«Иордань»
Как только в день Крещения ударит колокол к заутрени, так собирается честной люд, и стар, и млад к реке, чтобы устроить Иордань - прорубь, в которой и будет проходить водосвятие. Мастера-искусники, получив благословение от священника, хлопочут на реке: с немыслимым усердием вырубают во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние.
Затем вырубают вокруг иордани и углубление в виде желоба, чтобы вода протекала в «чашу». Вот и близится час богослужения, причт становится подле чаши и, когда настает время читать ектению, один человек из всей собравшейся многолюдной толпы сильным, резким ударом прорубает дно чаши. Вода фонтаном прорывается из реки, ликующая, освобожденная от оков льда, и устремляется по углублениям, после чего крест словно всплывает над водою и матовым серебром блестит, переливается на ее поверхности. Вот оно торжество, вот она очищение! И как не прийти и не умыться святой водицей, смывая все темное и недоброе! Как не испить ее, не помолиться! Как не прыгнуть в прорубь, обладающей чудесной, целительной силой! И пусть трещат морозы, метет метель, январь лютует, но сегодня Богоявление!
«Смотрины»
«Последнее времечко гуляю Молодой мальчишка я: После Крещенья повенчают, Кончится гульба моя», - пой не пой, а пришло время «девьих» смотрин: будь добр в сопровождении мамушек и сватушек идти «высматривать». Высматривали либо в церкви во время литургии, либо на площади, где катались в санях матери с дочерями, а женихи стояли стеной – наблюдали. Либо разрумяненные и разряженные, девушки выстраивались в длинный ряд около Иордани после водосвятия, выставляя напоказ и подчеркивая все свои достоинства. А парни, окруженные родительницами, прохаживались среди невест, «славушниц», выбирали себе суженую. Да и было из чего выбрать!
Наряд каждой девушки, пришедшей на смотрины во всей красе, состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, поверх нее еще четыре или пять разукрашенных рубах, потом только – сарафан, а при нем три или четыре передника, расшитых как и рубашки. Сверху надевали овчинную шубку, отороченную мехом. Что за краса – загляденье! А заботливая родительница жениха знай себе не только пристально рассматривает одеяние, но и проверяет платья на ощупь.
А бывало одна из женщин, выбранная несколькими женихами, раздвигала славушницам полы шубок, показывала передники, рубашки вплоть до нижней с полосами – должны ведь женихи судить об умении будущей невесты ткать, шить, вышивать.
И стоят девушки, красуются, пусть и с голыми руками без рукавиц, чтобы каждая родительница могла взять их за руки да узнать, не слишком холодны ли. А если холодные руки – зябкая невеста, плохая, негодная для суровой крестьянской жизни.
Так всем миром попостились, очистились, в Иордани омылись, крестами очертились, на смотрины отправились. Вот и встречен день Крещения, освящен и благословлен молитвою. Глядишь, и мясоед можно начинать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий