В начале VII века Грузия была политически раздроблена. Западная часть (Колхида или Лазика) входила в состав Византии. Восточная Грузия – Иверия или Картли – была предметом постоянного противоборства между Византией и Персией. Это помогало грузинским царям сохранять некоторую независимость, лавируя между соперниками.
Во второй трети VII века на политической сцене Южного Кавказа появляется новый геополитический игрок – Арабский халифат. Арабы в это время завоёвывают у Византии Палестину и Сирию, покоряют Персию и в свою очередь вторгаются в Закавказье. В 642-643 гг. грузины отбились от войск халифа Омара, и в 645 году новый халиф Осман заключил с Картли договор, по которому грузинское царство сохраняло независимость под условием выплачивать халифату дань (джизья – «налог на неверных»). В обмен халиф обещал покровительство против внешних врагов.
Такое положение сохранялось почти столетие. Тем временем, в конце VII – начале VIII вв., арабы, к тому времени прочно обосновавшиеся в Армении, завоёвывают у Византии Западную Грузию. В 735-737 гг. арабское войско покоряет и Восточную Грузию. Арабы основывают в Тбилиси эмират, вассальный по отношению к Армянскому эмирату (тот, в свою очередь, был вассалом непосредственно Багдадского халифата).
Даты последующих событий устанавливаются весьма приблизительно. О Тбилисском эмирате сохранилось немного известий. Неведом в точности даже год воцарения первого известного по имени мусульманского правителя Картли, Исмаила ибн Шуаба. Материальных следов от мусульманского владычества над Грузией, кроме монет, практически не осталось. Не сохранилось ни мусульманских сооружений той эпохи, ни арабских надписей на христианских памятниках.
Более того, арабские завоеватели Грузии сами испытывали сильнейшее влияние христианства. Так, тбилисский эмир Исхак (Саак, Сохак, 833-853) сам принял христианство и объявил себя независимым от Халифата. По-видимому, его выбор веры определялся стремлением получить поддержку населения. Но попытка оказалась преждевременной, Халифат был ещё очень силён. Карательная экспедиция арабов огнём и мечом прошлась по Картли, а сам Исхак был распят на кресте.
Это событие, как считается, привело к концу правления династии Шуабидов в Картли. Её сменила династия Шейбанидов, процарствовавшая всего до 880 года. Затем в Тбилиси правили Джаффариды. Последний известный эмир этой династии умер, по-видимому, в 1080 году. Имена последнего (или последних) мусульманских правителей Картли (эмират пал только в 1122 году) науке неизвестны. Есть версия, что эмира сменила олигархия.
Тбилисский эмират был, по-видимому, внешне достаточно благополучным государством где- то до конца IX века, то есть полтора столетия. В этот период в него входила не только Восточная, но и Западная Грузия.
Но затем обстановка резко изменилась. Армянский эмират, в состав которого он входил, в 885 году окончательно отпал от Багдадского халифата. Это было следствием длительной борьбы армян за независимость, во главе которой встал род Багратидов. От них же произошла династия, которая в последующие столетия часть за частью отвоёвывала Грузию от мусульман и, в конце концов, полностью освободила её.
Все Х и XI века территория Тбилисского эмирата, отделённого от Халифата вновь возникшими государствами, неуклонно сокращалась. Его теснили христианские царства Армении и Грузии (Кашири, Кахетия, Эретия и др.), наиболее успешным из которых в XI веке становится царство Багратидов, объединившее Западную Грузию, Абхазию и большую часть Картли. К началу XII века Тбилисский эмират сжался до непосредственных окрестностей столицы.
К последним годам существования Тбилисского эмирата относится загадочное событие. В 1112 году, за десять лет до его падения, в Тбилиси был возведён знаменитый Сионский собор, считающийся одним из символов Грузии. Получается, что поздние эмиры покровительствовали местным христианам, а может быть, и сами уже приняли христианство? Весьма вероятно также, что они к тому времени уже являлись вассалами сильных грузинских царей. Как бы то ни было, в 1122 году в Тбилиси (по-видимому, без особого сопротивления) вступили войска грузинского царя Давида IV, прозванного Строителем. Давид сделал Тбилиси столицей Грузии, а Сионский собор – её главной святыней.
Парадоксально, что арабо-мусульманский период практически не оставил следов в материальной культуре Грузии. Какой разительный контраст по сравнению, например, с блестящей эпохой арабского владычества в Испании! Следы христианства в этот же период истории Грузии куда как более заметны. Отчасти это может объясняться тем, что мусульманские завоеватели всегда составляли незначительное меньшинство населения покорённой страны. Часть их наследия в дальнейшем могла быть также и целенаправленно уничтожена, когда христианская Грузия снова обрела независимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий