За всю историю советского подводного ВМФ данная трагедий была самой масштабной, ее последствия сопоставимы лишь с аварией на АПЛ «Курск» – в результате взрыва на борту Б-37 более десятка торпед, случившегося 11 января 1962 года, погибли и получили ранения свыше 100 человек, включая членов экипажа субмарины.
Как это произошло
Эта подлодка на момент ее уничтожения взрывом в составе Северного флота отслужила всего 2 года. Субмарина базировалась в городе Полярном Мурманской области (Кольский полуостров). До взрыва Б-37 поучаствовала только в одном учении в Атлантике.
В январское утро 1962 года на подводной лодке произошел сильнейший взрыв всех имеющихся на борту 11 торпед – как раз шла их погрузка. Два отсека Б-37 субмарины уничтожило, большинство моряков из тех, кто был в тот момент на лодке (59 человек), погибли. Кроме них убило 11 подводников соседней подлодки С-350 и 52 моряков, которые стояли на причале. Обе подводные лодки тотчас же затонули. Командир Б-37 Анатолий Бегеба и еще один старший офицер остались в живых – Бегеба, когда произошел взрыв, стоял на пирсе (по другим данным, Бегебу отбросило взрывной волной, когда он попытался выяснить причину пожара в отсеке), а командир ДДЭБЧ находился в штабе морфлота. Выжили также 13 моряков Б-37, троих из них на подлодке в момент взрыва не было, еще 10 удалось спасти из уцелевших отсеков.
Что стало причиной трагедии
Взрыв произошел при погрузке боезапаса около 9 утра. По официальным данным правительственной комиссии, расследовавшей причины случившегося, рассматривались сразу несколько версий причины трагедии – случайный выстрел вахтенного и попадание пули в боеголовку торпеды, нарушение техники безопасности при ремонте торпеды паяльной лампой и изначальный дефект торпеды.
Согласно первой версии, вахтенный матрос, стоявший на посту на пирсе, в результате неосторожного обращения с автоматом мог выстрелить, и пуля попала прямо в боеголовку, что и спровоцировало взрыв и последующую детонацию других торпед. По второй гипотезе, детонация произошла вследствие ремонта торпеды паяльной лампой – снаряд воспламенился и взорвался. Не исключалось также наличия в торпеде заводского дефекта, приведшего при погрузке к самоподрыву.
Капитан Бегеба потом утверждал, что взрыву предшествовал пожар в первом отсеке субмарины.
Моряки не напрасно считали Б-37 проклятой – в течение года, предшествовавшего взрыву в Полярном, на советских субмаринах случилось семь катастроф, большая часть которых пришлось именно на Б-37.
Какими были последствия
Подъем обеих затонувших на десятиметровой глубине субмарин занял более трех недель. Спустя год Б-37, у которой взрывом уничтожило практически всю носовую часть, вывели их состава ВМФ и порезали на металл.
Выжившего капитана 1 ранга Анатолия Степановича Бегебу судил военный трибунал. Бегеба защищал себя сам, отказавшись от услуг адвоката, и был оправдан. Он потом преподавал в военно-морском училище и умер 15 лет назад в Санкт-Петербурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий