среда, 16 декабря 2015 г.

«Препарат работает, как в фантастических фильмах»


Приморский ученый создал уникальное средство для заживления ран по принципу лечения глиной

Природное перевязочное средство для лечения гнойных ран, ожогов, обморожений и радиационных повреждений создал молодой ученый из Дальневосточного федерального университета. Оно уже испытано, его эффективность подтверждена несколькими патентами. Сейчас команда проекта ищет средства на получение регистрационного удостоверения Минздрава России и инвесторов, готовых вывести на рынок уникальный продукт. Автор разработки, доктор биологических наук, заместитель директора по развитию Школы естественных наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы, директор НОЦ нанотехнологии Кирилл Голохваст рассказал РП, как разрабатывали препарат, почему он лучше других перевязочных средств и где в природе применяется его основное вещество.

— Кирилл, как шла работа над созданием перевязочного средства Stone Patch?

— В сущности, мы не изобрели ничего нового, а подсмотрели и использовали лучшее, что придумала природа. Stone Patch (англ. «каменная повязка») состоит из измельченных природных минералов и полисахаридов. Основной компонент — цеолит, он является шестым по распространенности минералом в мире.

Во Владивостоке исследования цеолита были проведены еще в начале 2000-х годов на крысах и на людях-добровольцах. Начинали этим заниматься профессора кафедры нефтегазового дела и нефтехимии ИШ ДВФУ Александр Гульков и Александр Паничев.

Потом интерес к проекту был потерян. Я переехал во Владивосток в 2006 году, у меня была кандидатская по цеолитам, я их вводил ингаляционно. Мы объединились с профессорами и начали развивать проект, но потом наши дорожки разбежались, и я стал заниматься разработкой самостоятельно.

Stone Patch выиграла форум «Открытые инновации», у меня есть диплом, подписанный заместителем председателя правительства Аркадием Дворковичем, также средство выиграло конкурс «Бизнес инновационных технологий Дальний Восток», Startup Village, который проходил в инновационном центре «Сколково». Я получил два личных гранта в Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере: «УМНИК» и «СТАРТ». Это так называемый фонд Бортника, который поддерживает предпринимателей, дает им на развитие небольшие деньги, которых, конечно, недостаточно, но чтобы проект теплился, и мы могли делать новые разработки, хватает.

— Как работают компоненты этого средства?

— Цеолит — это родственник глины, полимеризующая основа, не бинт, не марля, не мазь. Мы запатентовали технологию измельчения цеолита ультразвуком. Обычно канцерогенное действие многих веществ заключается в том, что острые углы ранят клетки, здесь же такой проблемы нет. Внутри минерала есть поры, заполненные водой. Когда ультразвук попадает внутрь, происходит взрыв. Потом цеолит находится под кипящим слоем, и через 10 минут получаются гладкие камешки, которые не страшно сыпать на рану.

Для геля мы используем цеолит в сочетании с полисахаридами: сухой порошок альгината перемешиваем с цеолитом, замешиваем кашицу, которая потом остывает. Грубо говоря, средство работает, как в фантастических фильмах: полруки оторвало, человек пшикнул из баллона — выросла недостающая часть. Поливаешь Stone Patch разорванное место или большой ожог, рана полимеризуется, закрепляешь бинтом.

Ученый Кирилл Голохваст демонстрирует разработанный препарат. Фото: nasha-molodezh.ru


Когда сдираешь коленку, появляется белая сукровица, которая превращается в корочку, то же самое происходит с раной. Человек страдает, потому что рана открытая, сохнет, организм постоянно нагнетает туда жидкость. Цеолит — немолодой минерал, за всю историю своего существования он впитал примерно 80 микроэлементов, а это практически вся таблица Менделеева, поэтому цеолит является еще и «донором», все, накопленное по принципу меньшей концентрации, он отдает в ткань. Говоря проще, гель застывает, забирает в себя все яды, отдает все, что у него есть, и позволяет ране зарастать быстрее.


Минералы — это своего рода природное лекарство. Их едят животные в периоды беременности, лактации, стрессов, когда переходят с зимнего сухого корма на весенний, чтобы справиться с проблемами пищеварения. Лось иногда съедает до 10 кг почвы, крокодилы, чтобы поглубже нырнуть, глотают камни, курицы делают то же самое, чтобы перетирать зерно. Находили даже скелеты динозавров, в области живота которых лежали окатанные, круглые камешки, изъеденные кислотой — это гастролиты. Цеолит при пищевом отправлении могут принимать и люди. Как-то я переел грибов, была тяжесть, пища не переваривалась, я наглотался цеолита, и все прошло. У меня была идея сделать полифункциональное средство, чтобы оно продавалось и в геле, и в сухом виде в пакете, как раз для применения при пищевом отравлении.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС с помощью цеолита был спасен Киев. Ученые из Новосибирского Академгородка получили государственную премию за это. Радиоактивное облако прошло над городом, и у людей на зубах был металлический привкус, но, если бы радиация попала в Днепр, была бы катастрофа иного масштаба. Выкопали ров и высыпали туда привезенный из Грузии в нескольких составах цеолит, который впитал в себя всю радиацию. Ученый Института химии ДВО РАН Валентин Авраменко во время радиационной аварии в бухте Чажма также применял цеолит. До сих пор химический институт занимается сорбционными материалами, которые поглощают радионуклиды. Положив гель Stone Patch на радиационное повреждение, вы будете активно извлекать из крови радионуклиды. Мы проводили опыты на крысах: в корм добавляли радиоактивный цезий-137, который вызывал нарушение развития желудочно-кишечного тракта, добавляли цеолит, и крысы становились обычными. Грубо говоря, вы можете пить радиоактивную воду, закусывать цеолитом, и будет с вами все хорошо.

В Афганистане делали трубки, залитые цеолитом, солдаты могли пить через них хоть из грязной лужи. В Японии существуют запатентованная зубная паста с цеолитом и пластыри для лечения наркоманов, их наклеивают, чтобы вытянуть яды, когда люди отказываются от наркотиков.

— Вы сказали, что ваш препарат выигрывает по сравнению с другими средствами для открытых ран, потому что не «царапает» их. А какие еще у него преимущества?

— У любого современного лекарства имеется огромный список противопоказаний, многие синтетические вещества откладываются на тканях. А средство Stone Patch — природное, минеральное, широкого применения для разных ран, я бы помещал его в аптечку вместе с йодом. У нас есть акты клинических испытаний из клинического госпиталя Тихоокеанского флота, из Приморского краевого ожогового центра и из Новосибирского научно-исследовательского института клинической и экспериментальной лимфологии, которые доказывают эффективность средства.

Наше средство будет дешевле синтетических мазей, и еще немаловажно, что срок хранения у него практически вечный. С минералами в природе ничего не происходит.


— Когда лекарство дойдет до потребителя?

— Чтобы запустить продажу в аптеке или в лечебном учреждении, нужна лицензия от Минздрава России. Сейчас мы копим деньги, чтобы пройти сертификацию, ведем переговоры с инвесторами, ждем ответа из российской венчурной компании, у которой есть фонд пассивных инвестиций, она дает по 25 млн рублей на такие вещи. Но это заем, через какое-то время и с определенной процентной ставкой деньги нужно вернуть. Это один вариант развития, он дорогой.

У нас несколько патентов, но инвесторов интересует прибыль, а не жизни людей, и это нормально в наше время. Дешевле получить сертификат, продать его и патенты и получать процент. Инвесторы мне советовали сделать так. Заработать деньги, а потом начать вкладываться в производство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий