среда, 17 сентября 2014 г.

Аврора


Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.


Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка — 6,4 м, водоизмещение — более 7 тысяч тонн.


Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.


Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.


Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.


Грот-мачта.




По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.




Корабельная рында.


На носу корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.


Одна из десяти таких пушек поближе.


Вид через стекло в радиорубку.


Спустимся на один этаж ниже.


Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.


Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.


План корабля 110-летней давности.


Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.


Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).


25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.


В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.


С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.


22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.


Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.


В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.












Но самое интересное, конечно — исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.


А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.


Холл на верхней палубе.


Кают-компания.


Старые светильники.


Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.




Спускаемся по лестнице вниз.


В самый низ, в машинное отделение.


Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.


Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.


Детали котлов.


Механизмы.


Углеподатчик — своеобразный «лифт-ведро».


Медные переговорные трубы.


Машинный телеграф.


На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.


Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).


Они поражают своей мощью и размерами.


Манометры.


Маслёнки.




Поршни.


Колоссальная шестерня.


Коленчатый вал.


Шатун.




Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.


В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки — покажет время.







источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий