В истории всегда есть свои герои и
антигерои. В русской истории есть даже свои антихристы. Мы вспомнили,
кто в разные исторические периоды удостаивался в народной молве такой
характеристики. От Бориса Годунова до Наполеона.
1 Борис Годунов
Сначала «антихристы» избегали России. Нерон, Аттила и прочие
антигерои античности творили зло, когда еще России не существовало на
карте мира, а папы Римские, на которых падало подозрение в «вавилонском»
происхождении, находились далеко от Русской равнины. Признаки скорого
появления «сына погибели» появились с кончиной Федора Иоанновича,
последнего монарха Рюриковича. На престол был избран неродовитый Борис
Годунов. В начале все было хорошо: Годунов укреплял государство,
заботился о народе и даже построил первый водопровод. Но затем в Россию
пришел Великий Голод, который продлился с 1601 года с 1603, и народ
вспомнил об антихристе. По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса:
дескать, и Иван Грозного он отравил, и царевича Дмитрия убил, и к
смерти Федора Иоанновича руку приложил. Развиться слухам о пришествии
антихриста в нечто массовое и боевое помешали внезапная кончина Годунова
и пришествие на Русь «чудом спасенного» царевича Дмитрия.
2 Лжедмитрий I
После перенесенных невзгод народ встретил «ожившего» царевича как
мессию, как избавителя. Казалось, жизнь теперь наладится. И, самое
любопытное, она налаживалась. Все было, как в «хеппи-энде» суровой
драмы: въезд на белом коне в Кремль, трогательная встреча с «родной»
матерью, бесконечные милости, как опальным боярам, так и простому
народу. Сам Лжедмитрий признавался: «Есть два способа царствовать,
милосердием и щедростью или суровостью и казнями; я избрал первый
способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его». И
он был милосердным: он помиловал бояр, плетущих против него заговор,
прощал разбойников и воров, отменил телесные наказания для дворян, снял
запрет на представления скоморохов, карты, шахматы… И вдруг все разом
кончилось. Недовольные бояре совершили дворцовый переворот, любимым
народом царь был убит, а его труп было выставлен на поругание. Народ
московский сначала было расстроился, но потом среди монахов прошла
весть, что царь Дмитрий и был антихристом. Нашлись свидетели того, как в
сапоге мертвого «расстриги» был найден крест, на который он
кощунственно ступал при каждом шаге. Говорили, что птицы шарахаются от
его выставленного на всеобщий позор мертвого тела. Народ выдохнул…
3 Лжедмитрий II
Но рано радовались люди русские. После того, как прахом самозванца
зарядили пушку и выстрелили зарядом в сторону Польши, вдруг ударили
необычайно суровые морозы. Стоял конец мая: на полях погибла вся трава, и
уничтожены все посевы. Пошел слух о мести антихриста. А затем он
восстал из мертвых… Уже через неделю после смерти «царя Дмитрия» в
Москве стали распространяться грамоты, подписанные спасшимся монархом. В
них говорилось, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников
спас». И все закрутилось по-новой. Лжедмитрию снова присягали целые
города (Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Владимир и
другие), самые знатные боярские фамилии (Романовы, Черкасские,
Трубецкие, Салтыковы и т.д.). Правда, Москву все-таки удалось отстоять. А
потом Бог избавил от очередного антихриста: самозванец был убит своей
же стражей.
4 Алексей Михайлович
Царь Алексей Тишайший мало подходил на роль антихриста. Добрый нрав,
забота о неимущих, любовь к соколиной охоте, охота до преобразований.
Последняя страсть и сыграла злую шутку с царем: попытка удалить из
Русской Православной традиции все лишнее закончилась катастрофой.
Защитники прежней веры объявили Алексея Тишайшего антихристом и
предпочитали добровольно сгореть в огне, нежели креститься тремя
перстами.
5 Петр I
Сын Алексея, император Петр I, со своей неистребимой страстью к
реформам был обречен на титул «антихриста». В староверском «Собрание от
святого писания об Антихристе» можно найти такую характеристику на Петра
I: «Яко же папа в Риме, тако и сей лжехристос начал гонити и льститати и
искореняти в России Останок Православный Веры и свои новые умыслы
уставляя и нова законоположения поставляя, по духовному и по
Гражданскому расположению, состави многие регламенты и разосла многие
указы во всю Россию с великим угрожанием... и устави Сенат и Синод и сам
бысть над ними главою...» По городам и деревням среди простого народа
гулял слух, что «он не государь - латыш: поста никакого не имеет; он
льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы... С тех пор, как он на
царство сел, красных дней но видно, все рубли да полтины».
6 Екатерина II
То, что начал Петр I, завершила Екатерина II. Русского в России стало
еще меньше. А Православная Вера в верхах постепенно уступала место
«светскому миросозерцанию». Подвижники-староверы сначала приняли
Екатерину II за «вавилонскую блудницу», но, приглядевшись внимательней к
ее реформам, пришло к выводу, что все же антихрист. Только в юбке.
7 Наполеон
Французский император стал первым «антихристом», объявленным
официально, почти на государственном уровне. В 1806 году Святейший Синод
Русской Православной церкви издал манифест, в котором в частности
говорилось: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой...
Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские
синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый
великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который
некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса
Христа и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по
всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и (о,
дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение
лжемессии в лице Наполеона».
После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали стих 5 из Апокалипсиса: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца». Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона (в 1812 году ему уже было 43, и отсюда выводили неминуемость его скорого падения), другие толкователи исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией. Интересно, что староверы не поддержали версию о французе-антихристе, отдавая предпочтение «лжепророкам в своем отечестве». Зато так называемый образованный класс, дворянство поддерживали версию Святейшего Синода о сходстве Бонапарта со «зверем багряным».
Источник
После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали стих 5 из Апокалипсиса: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца». Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона (в 1812 году ему уже было 43, и отсюда выводили неминуемость его скорого падения), другие толкователи исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией. Интересно, что староверы не поддержали версию о французе-антихристе, отдавая предпочтение «лжепророкам в своем отечестве». Зато так называемый образованный класс, дворянство поддерживали версию Святейшего Синода о сходстве Бонапарта со «зверем багряным».
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий