Официальным гербом Российской империи
двуглавый орел стал в 1857 году, его утвердил император Александр II. Мы
решили разобраться, как этот загадочный символ оказался на Русской
земле.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

Двуглавое приданое

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
"Габсбургская птица"

Татарская валюта

Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.
Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий