Официальным гербом Российской империи
двуглавый орел стал в 1857 году, его утвердил император Александр II. Мы
решили разобраться, как этот загадочный символ оказался на Русской
земле.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.
Двуглавое приданое
Как известно, двуглавый орел был гербом Византийской империи.
Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с
византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот
геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский
князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но
набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных
идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного
признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах
российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена
бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.
Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
"Габсбургская птица"
Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати
Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях
германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург
тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он
позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от
других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов
Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь
именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда
не использовали орнитологический символ на государственных печатях.
Татарская валюта
У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места.
Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого»
появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы
Иоанна III и Софьи Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то
непонятно, с какой стати Русь должна была перенять символ империи, с
которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же
Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в
виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение
двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках "татарскую
валюту". В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада,
пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий
Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного
государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим
«татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.
Иоанн III и Философский камень
Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.
Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий