СССР в кратчайшие сроки решил
построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и
средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили
почти 20000 иностранных инженеров и рабочих.
1
Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по
проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении,
металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР
был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов
оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а
«фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в
журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства
в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал: «Это
великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их
страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается
жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».
Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей
нашей промышленности».
2
Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской
истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря
на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно
завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский
заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между
иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя».
Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки
строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В
одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал: «Нам пришлось
работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке.
Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот». Несмотря
на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО,
инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве
завода решающей: «без них мы так бы и топтались на одном месте».
3
Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно
своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550
промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и
Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ
СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта
Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд.
Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным
проектировщиком и консультантом советского правительства по
промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан
«Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5
тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро
мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах
«Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая,
тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные
объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по
разработанным здесь же чертежам.
4
Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с
германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн
Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое
консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя
подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой
пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других
энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью
от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в
строительстве московской подземки.
5
General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то
International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала
активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы
по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось
строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем
необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики.
Все, как Ленин завещал: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс
электрификация всей страны». Впоследствии, значительная часть советских
заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого,
General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.
6
Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую,
Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки
и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на
военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря
заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма
Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с
фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия,
об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и
моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers
выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева).
Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР
обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось
совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса. Цены на продукцию были
фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость
самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании
поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского
руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора,
сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже
получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития
военных воздушных сил».
7
Arthur McKee of Cleveland
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий