Китайцы превратили войну в настоящее произведение искусства. Тысячи лет назад они написали учебники по стратегии, на которые ссылаются до сих пор. Они были невероятно изобретательны и вывели искусство обмана в войне на такой уровень, который другие страны и не могли себе представить. Китайская тактика ведения боя были изобретательной, причудливой, но зачастую просто блестящей. Военная история Поднебесной полна некоторых весьма странных идей, которые тем не менее действительно работали.
1. Танцовщицы
Удар «ниже пояса» и в тыл.
В 623 году, когда генерал Чай Шао увидел орды Тогона, которые перешли границу, чтобы совершить набег на империю Тан, то он понял, что попал в беду. В честном сражении у него не было ни малейших шансов, поэтому Чай Шао прибег к хитрости. Вместо того чтобы посылать солдат навстречу армии вторжения, он отправил двух красивых женщин и нескольких игроков на пипах (китайский музыкальный инструмент типа лютни). Эти люди вышли на поле перед наступающей армией и начали исполнять сексуальный танец.
Тогоны были сбиты с толку, остановились и стали наблюдать за танцующими девушками. А в это время армия Тан обошла тогонов и напала на них сзади, в итоге сумев победить. Так орда, которая терроризировала набегами страну в течение многих лет, была окончательно разгромлена из-за двух девочек, которые исполнили эротический танец.
2. Отряд самоубийц Юэ
Психическая атака по-китайски.
Почти сразу же, когда он вступил на престол в 496 г. до н.э., правителю древнекитайского царства Юэ Гоуцзяню пришлось столкнуться с наступающей армией. Хотя у него не было большого опыта руководства страной или армией, Гоуцзянь знал, что страх и элемент неожиданности всегда были важны. Именно поэтому он пытался сделать то, что кто-то вряд ли мог ожидать на поле боя.
Перед боем Гоуцзянь выстроил первый ряд своего войска из... «самоубийц». Когда враги подошли вплотную, люди из первого ряда армии Юэ, пристально и с ненавистью смотря в глаза противнику, перерезали себе горло. После этого остальные воины Юэ бросились в атаку. Вражеская армия, будучи убежденной, что на них напали полные безумцы, бежала.
3. Горящие волы
Волы втоптали врага в землю.
Город Чи-мо находился в осаде в течение целых пяти лет до тех пор, как Тиен Тан смог придумать выход из, казалось бы, безнадежной ситуации в 279 году до нашей эры. Город, в котором было всего 7 000 защитников, был окружен армией в 100 000 человек. Тиен Тан согнал вместе 1000 волов, приказал покрыть их красным сукном и привязать лезвия к их рогам.
Затем мужчины Чи-мо нарвали камыша, вымочили его в жире и привязали к хвостам волов. Посреди ночи горожане подожгли камыш, привязанный к хвостам волов, открыли ворота и начали стучать в барабаны. Перепуганные животные ринулись на вражеский лагерь, втоптав его в землю, а следом шла армия Чи-мо, добивая неприятеля, бегущего в ужасе от «горящих демонов».
4. Ревнивая жена
Ревнивая жена как стратегический ресурс.
Армия хунну побеждала империю Хань в каждом сражении. После очередного сражения в 199 г. до н.э. император Хань отступил в город Пинчэнь, но хунну преследовали его буквально по пятам. Город был полностью окружен. Поскольку все контакты с внешним миром были перекрыты, вскоре в Пинчэнь начался голод. У советника императора Чэнь Пина родилась необычная идея. Поскольку ханьцы не могли победить своего врага на поле боя, справиться с ним можно было разве что хитростью. Художник нарисовал картину самой красивой женщины, которую он только видел.
После этого картину отправили военачальнику хунну с сопроводительной запиской о том, что император намерен сдаться и в знак признания мастерства хунну хочет подарить их военачальнику в качестве наложницы одну из знаменитых красавиц Китая. Жена командира хунну настолько была вне себя от ревности, что порвала картину и потребовала от мужа, чтобы тот немедленно снял осаду и отправился домой. К утру армия хунну ушла от города.
5. Несвоевременный рапорт
Стрелы из соломы.
Когда Инь Цзыци поднял восстание в своей армии против империи Тан в 755 г. н.э., многие люди последовали за ним из уважения, поскольку он был способным военачальником и блестящим лидером. Военачальник уезда Чжэньюань Чжан Сюнь был уверен, что ему удастся сломить дух противника, если он сможет мог убить Инь Цзыци. Но была одна проблема — он не представлял как выглядит Инь Цзыци.
Чтобы выяснить это, Чжан Сюнь приказал своим людям стрелять по неприятелю стрелами из соломы. Когда это увидели воины неприятеля, они подумали, что у войск Чжан Сюня закончились стрелы и бросились докладывать об этом Инь Цзыци. Так Чжан Сюнь узнал, кто же является лидером повстанцев, после чего его убили настоящими стрелами.
6. Семь пленений Мэн Хо
Кошки-мышки по-китайски.
В третьем веке нашей эры в царстве Шу началось восстание, которое никак не могли подавить. Хотя повстанцев побеждали в каждом сражении, их дух по-прежнему был на высоте. Военачальнику Чжугэ Ляну удалось захватить лидера повстанцев Мэн Хо, и он пытался убедить его, что у последователей бунтаря нет никаких шансов. Мэн Хо, однако, заявил, что повстанцы будут продолжать борьбу, пока не выиграют, даже если его убьют.
Чтобы не делать из Мэн Хо мученика, Чжугэ Лян отпустил его. Вскоре они снова встретились на поле боя, и Мэн Хо вновь был пленен... и его снова отпустили. Так повторялось 7 раз, прежде чем Мэн Хо наконец-то понял, что, независимо в любой ситуации его раз за разом побеждают. После этого он поклялся в верности трону и приказал своим последователям прекратить восстание.
7. Сражение на реке Вэй
Утопленная самоуверенность.
В 204 г. до н.э. Хань Синь был молодым и неопытным военачальником, который вел боевые действия против более опытного противника. Его оппонент Лун Цзю выиграл больше сражений, чем Хань Синь вообще видел за свою жизнь. Лун Цзю был уверен, что он быстро разгромит Хань Синя. Поскольку их армии были разделены рекой, Хань Синь приказал части своих людей подняться вверх по течению реки и перегородить русло мешками с песком, пока вода не перестала течь.
Армия Хань Синя атаковала войска Лун Цзю, но почти сразу же начала отступать. Лун Цзю подумал, что его молодой соперник просто трус и ринулся преследовать его. А в это время выше по течению люди Хань Синя разрушили плотину из мешков. Часть армии утонула, а Лун Цзю оказался всего с несколькими солдатами в окружении врагов.
8. Огненный флот
Муляжи воинов уничтожили барикады.
Сима Янь завоевал почти весь Китай. В 280 г. н.э., на его пути осталось лишь одно царство — Ву. Правитель Ву жил в постоянном страхе, зная, что нападения Сима Яня - это всего лишь вопрос времени. Он считал, что вокруг него полно шпионов и казнил почти всех своих советников. Когда правителю донесли, что приближаются корабли Сима Янь, он приказал перегородить реку бамбуковым барьером, чтобы суда застряли на нем и стали легкой целью. Это был хороший план.
Как оказалось, паранойя правителя была не напрасной, и его действительно окружали шпионы, которые донесли военачальнику Сима Янь, Ван Цзюню, о баррикадах. Ван Цзюнь построил огромные плоты и нагрузил их соломенными манекенами, пропитанными маслом. Он одел эти манекены в доспехи и отправил плоты по течению реки к столице Ву. Когда плоты попали в баррикады, их подожгли горящими стрелами. Естественно, преграда при этом сгорела, а войска Сима Янь заняли столицу.
9. Битва при Чэнпу
Китайская боевая колесница.
Когда войска Чу армии увидели армию Цзинь в 632 г. до н.э., атакующую их, они заметили что-то странное. К каждой из колесниц Цзинь было привязано дерево, которое волочилось вслед за ней. Вскоре после начала сражения, армия Цзинь начала отступать. Обрадованные войска Чу бросились преследовать противника, но не тут-то было. Деревья, волочащиеся за колесницами, подняли такую тучу пыли, что армия попросту ничего не видела. Поэтому неудивительно, что Чу не заметили, что их окружили, после чего без труда разгромили.
10. Смерть Чжугэ Лян
«Покойник» разгромил армию.
Чжугэ Лян был одним из самых страшных генералов Китая. Он заработал репутацию человека, который всегда имеет какой-то фокус в запасе. Когда его окружила армия Сыма И, войска Чжугэ Ляна пребывали в меньшинстве. Но Сыма до этих пор никогда не был в данной местности и был уверен, что Чжугэ Лян на самом деле подготовил какую-то ловушку. Осада затянулась, а этим временем Чжугэ Лян заболел. Он умер в 234 г. н.э. аккурат перед боем. Его люди забрали тело своего военачальника и начали отступать.
Сыма И, прослышав, что Чжугэ Лян умер, воспользовался возможностью и отправил часть своего войска в погоню, пребывая в уверенности, что легко разгромит армию, оставшуюся без гениального полководца. Воины Чжугэ Ляна развернулись и приготовились к бою. Как только они это сделали, Сыма И «убедился», что Чжугэ Лян якобы подстроил свою смерть и приготовил ловушку. Его армия в ужасе бежала от покойника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий