Традиция украшать корабли скульптурами имеет очень давнюю историю, но расцвет ее приходится на 16 - 17 век. Владельцы кораблей таким образом демонстрировали свою мощь или богатство. Носовые фигуры в человеческий рост, вырезанные из дерева, нередко представляли собой настоящие произведения искусства, также они служили для команды корабля своего рода талисманом, приносящим удачу.
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом...
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Драконы
Корабли с носовыми фигурами в виде драконов зачастую имели и соответствующие названия - «Драконоголовый», «Морской Змей» или что-то похожее.
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.
Дракон Харальд Прекрасноволосый
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.
И, по-прежнему, носовые фигуры старались делать соответствующими названию корабля, которое теперь уже было написано на его борту и корме - "Единорог", "Морская дева" и др. И фигуры при этом были соответствующие – единороги, русалки…
Единороги
Русалки
Ангелы
и другие...
Носовая фигура с испанского корабля
Носовая фигура с турецкого корабля
Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда
Помимо аллегорических фигур под бушпритом стали появляться и скульптуры, изображающие исторических деятелей.
Прекрасные девы
Но постепенно всех их вытеснили фигуры прекрасных женщин, которые служили в качестве ангелов-хранителей для этих кораблей.
Военные корабли
Львы и орлы всегда являют собой мощь и силу – и именно их чаще всего использовали на военных кораблях. Особенно увлекались львами голландские моряки, а от них эту традицию во времена Петра I переняли и в России.
Львы
Лев на корабле Великобритании
В 1961 году со дна Балтики был поднят шведский военный корабль, некогда затонувший вблизи Стокгольма и пролежавший на дне более трехсот лет.
На нем также имелась носовая фигура в виде огромного льва.
Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики
«Голова его была черной после столетий на дне моря, но еще оставались следы желто-коричневой краски на гриве и красной краски в пасти»
Орлы
Хотя многих старинных кораблей давно уже нет, они сгнили или сгорели, но их носовые фигуры сохранились до наших дней.
Необыкновенное разнообразие сюжетов
Постепенно со временем носовые украшения ушли в прошлое. Одной из последних скульптур на торговых кораблях Северной Атлантики был огромный орел германского лайнера «Император».
Комментариев нет:
Отправить комментарий