Вторая половина 1930-х годов проходила под слоганами строительства светлого будущего. Молодые художники, проникаясь этими возвышенными идеями, охотно писали картины, которые соответствовали духу времени. «Новая Москва» Юрия Пименова – одна из них. Девушка за рулем автомобиля – это настоящий вызов для тех времен, да и вся композиция картины – символ не только новой Москвы, но и новой жизни.
Юрий Пименов - советский художник.
В год, когда была написана картина, Москву уже вовсю перестраивали, реконструировали. Улицы расширяли, единичные исторические постройки передвигали вглубь кварталов, а остальное нещадно рушили. На месте этой «градостроительной мясорубки» воздвигались здания, которые четко соответствовали социалистическому облику столицы.
Юрий Пименов принадлежал к тем художникам, которые считали, что нужно запечатлеть «прекрасное мгновение», образ-впечатление, при этом вписывая его в современную действительность. Одну из самых известных картин Пименова «Новая Москва» (1937) в советское время относили к соцреализму, но если быть объективными, то она больше тяготела к импрессионизму.
Новая Москва. Ю. Пименов, 1937 год.
На первом плане в картине девушка, управляющая автомобилем. Далее видны новые постройки Москвы, снующие люди, другие автомобили. Жизнь бурлит. Необычный ракурс делает полотно похожим на фотографию. Это было в некоторой степени новаторством, т. к. до Пименова никто не писал подобных картин.
В этой картине использованы яркие краски, прослеживается мастерское сочетание холодных и теплых тонов, создается ощущение абсолютной чистоты.
Новая Москва. Третьяковская галерея.
Если обратиться к символам, то все внимание сконцентрировано на близком плане, а не на горизонте. Если спроецировать это в советскую реальность того времени, то линия горизонта – это тема будущего, а изображенная близко девушка – это комплекс первостепенных задач, которые нужно решать здесь и сейчас. Свойственная Советам монументальность поставленных задач прекрасно прослеживается в новостройках на картине.
Многие искусствоведы задумываются, не была ли «Новая Москва» обычной пропагандистской картиной, идеализирующей советскую действительность 1930-х годов, когда сотни тысяч людей подвергались репрессиям.
Однако молодые художники того времени и сами верили в то, что вскоре наступит светлое будущее, и переносили свои мечтания на холст.
Фронтовая дорога. Ю. Пименов, 1944 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий