Для немцев Неммерсдорф звучит так же, как для нас Хатынь, - место, где были бессмысленно и жестоко убиты женщины, старики, дети. Кто совершил это злодеяние: бойцы Красной Армии, нацисты-провокаторы? Или гибель людей была случайна?
Хроника событий
20 октября 1944 года 25-я танковая бригада при поддержке 11-й гвардейской стрелковой дивизии после упорного боя захватила поселок Гросвальтерсдорф. Не дожидаясь рассвета, несмотря на усталость бойцов, генерал Бурдейный приказал продолжить наступление.
Всю ночь танки мчались на запад и, преодолев 12 километров, захватили деревню Форстек в трех километрах от Неммерсдорфа (сейчас – поселок Маяковское Калининградской области).
Неммерсдорф был превращен немецкой армией в мощный укрепрайон, оборудованный дотами, двумя линиями окопов, противотанковым рвом. После ожесточенной перестрелки поселок был взят советской армией. Ситуация осложнялась тем, что 21 октября на поселок лег густой туман.
Пять раз в ночь с 21-го на 22 октября противник пытался вернуть Неммерсдорф. В 8 утра 15 танков в сопровождении пехоты ринулись в атаку. С 10 часов к ним присоединилась поддержка с воздуха. Поселок, население которого в лучшие времена составляли 650 человек, утюжили бомбами 20 самолетов вермахта, но советские солдаты стояли насмерть.
Лишь к вечеру 22 октября малым группам немецких пехотинцев удалось обойти поселок с флангов и занять крайние дома.
Однако из-за стремительного наступления 25-й танковой бригады возникла опасность окружения передовых частей Красной Армии. Для выравнивания линии фронта генерал Черняховский дал приказ отвести войска. В ночь с 22-го на 23 октября танки и пехота покинули Неммерсдорф.
Версия 1: ярость советских бестий
Утром 23 октября в оставленный поселок вернулись немецкие солдаты. Увиденное привело их в ужас и негодование. Немедленно были оповещены различные инстанции. 24–25 октября в поселок прибыли партийная комиссия НСДАП, бригада секретной полевой полиции, работники Службы безопасности, комиссия Генштаба и военные репортеры.
Из рапорта майора Генштаба Хинрихса (цитируется по книге И. Петрова «Неммерсдорф: между правдой и пропагандой») следует, что было «обнаружено 26 трупов (13 женщин, 8 мужчин, 5 детей), из каковых 24 трупа уже находились в открытой могиле». «Осмотр трупов, проведенный штабным врачом, выявил, что причиной смерти 24 человек являются выстрелы с близкого расстояния, большей частью в голову и в грудь. У одной женщины принудительное половое сношение установлено, у другой — вероятно. Опрос вернувшихся назад, успевших спастись жителей поселка выявил, что лишь малая часть убитых проживала в Неммерсдорфе. Большинство принадлежало, очевидно, к проезжавшему через Неммерсдорф обозу», - говорилось в документе.
Рапорт был доложен на самый верх, и уже 26 октября Геббельс записал в дневнике: «Эти преступления действительно кошмарны... Я сделаю их поводом для кампании в прессе».
История в Неммерсдорфе обросла жуткими подробностями и домыслами. Рассказывали о нагих женщинах, распятых на перевернутых повозках; о мужчинах и девушках, прибитых гвоздями к створкам ворот; о младенцах с разбитыми головами; о слепой старухе, которой выстрелом снесло половину черепа; о том, что все лица женского пола, от 8-летней девочки до 84-летней женщины, были изнасилованы. Эти истории тиражировались в газетах. Уже 27 октября в Völkischer Beobachter появилась статья «Ярость советских бестий». О зверстве русских солдат был смонтирован документальный фильм.
Исследователь неммерсдорфской трагедии Игорь Петров пишет: «Имеющиеся материалы практически не позволяют усомниться в том, что убийство гражданских лиц в Неммерсдорфе — дело рук солдат и офицеров Красной Армии. Не в последнюю очередь потому, что они односторонни — ни одного свидетельства очевидца с советской стороны пока не найдено». Действительно, русская пресса не дала ни одного опровержения. Кроме того, был еще один свидетель.
21 октября, когда начался бой, 24-летняя Герда Мешулат с родственниками и соседями спустились в бомбоубежище. «Вскоре после полудня в наш бункер спустились красноармейцы. Один симпатичный русский — показалось, что он командовал остальными, — даже играл с маленькими детьми. Наступил вечер, когда появился офицер поглавнее. Сначала он очень ожесточенно спорил с солдатами в бункере, а потом приказал нам выйти наружу. Нас со словами «рascholl!» вытолкали из бункера. Оказавшись снаружи, мы увидели, что с обеих сторон от выхода стоят солдаты с оружием на изготовку. Я споткнулась и упала, так как я с седьмого года жизни была хрома на одну ногу. Меня подхватили и рванули вверх, и я от волнения на короткое время потеряла сознание. Когда я пришла в себя, я услышала крики детей и выстрелы. После этого все затихло», - вспоминала Герда Мешулат.
Она осталась в живых, несмотря на ранение в голову. Ночь Герда пролежала на камнях возле бункера, а утром ее вызволили немецкие пехотинцы.
«О причинах, побудивших советского офицера приказать расстрелять прятавшихся в бункере, можно только гадать» - пишет Игорь Петров, ни минуты не сомневаясь в правдивости воспоминаний Герды. Но было и другое мнение.
Версия 2: провокация вермахта
Известный в ГДР писатель Бернхард Фиш не исключает возможность немецкой провокации, опираясь на ряд фактов и воспоминаний.
В немецкой армии, пишет он, существовали специальные подразделения, в чью задачу входили диверсии в неглубоком тылу Красной Армии и в отдельных случаях на передовой. Так называемые бранденбуржцы на заданиях носили советскую форму и использовали советскую трофейную технику.
Местные жители вспоминают, что некоторые русские офицеры говорили по-немецки практически без акцента. Так, маляр Йоханнес Шеве рассказывал следующее: «Офицер спросил на хорошем немецком, много ли здесь немецких солдат. Я ответил, что не видел ни одного, а сам гражданский. Тогда он сказал, что я могу идти, я уселся на велосипед и был таков».
Жена жандарма с детьми по ошибке влезла в БТР, полный солдат в красноармейской форме. Командир на хорошем немецком сказал, что ей не нужно волноваться, но предупредил: «Вам повезло, что вы встретили меня. Не вздумайте решить, что так ведут себя все русские». Кроме того, немецкие части покинули Неммерсдорф еще до начала сражения.
Как воспоминала жительница поселка Мария Эшманн, «в деревне на спортивной площадке 4–5 дней стояла немецкая артиллерия. И вдруг за один-два дня до прорыва русских артиллеристы ушли».
Основная часть войск покинула поселок, несмотря на то что район был оборудован весьма серьезными оборонительными сооружениями. Не был взорван мост через реку, способную задержать русские танки.
Немецкие части, наступавшие на Неммерсдорф 24 октября, уже знали или предчувствовали, что там произошло нечто ужасное. Появление в Неммерсдорфе 24–25 октября эсэсовцев, в том числе медицинского советника Гиммлера профессора Гебхардта, также выглядит подозрительно.
Версия 3: на войне ведь и вправду стреляют
Как получилось, что в зоне боевых действий осталось так много гражданских? Почему они не успели покинуть опасную территорию?
Дело в том, что в поселениях, удаленных от линии фронта, самодеятельная эвакуация была запрещена гауляйтером Восточной Пруссии Эриком Кохом. Даже вещи нельзя было собрать заранее: подготовка к отъезду, приравнивалась к распространению пораженческих настроений. Наказание было суровым.
Внезапный марш-бросок 25-й танковой бригады поставил население Неммерсдорфа в тяжелое положение. Эвакуация организована не была, жители с подводами и обозами убегали в последний момент. Многие застряли у моста и оказались под перекрестным огнем двух воюющих сторон. В поселке остались те, кто не имел транспорта, и беженцы из окрестных деревень. Считается, что над ним-то и измывались бойцы Красной Армии.
Так ли это? И было ли у них время и силы на бесчинства?
Солдаты на ногах более суток. Сначала тяжелый бой у Гросвальтерсдорфа, потом ночной марш-бросок, потом сражение за Неммерсдорф. В такой ситуации любому нормальному человеку хочется поесть и поспать.
Но враг не оставляет усилия отбить поселок. Ночью снова атака за атакой, с утра полезли танки, целый день бомбежка волна за волной. Какие тут пьянки, какие женщины?
Вернемся к воспоминаниям Герды Мешулат. Девушка не видела, как русские расстреливали женщин и детей. Скорее всего, вылезая из бомбоубежища, она споткнулась, ударилась головой о камень и потеряла сознание. Дело было ночью. Немецкие войска пять раз пытались отбить Неммерсдорф. Не под их ли огонь попали несчастные, которых выгнали из убежища?
Что касается остальных убитых, в том числе застреленных в упор, то вспомним, что 21 октября стоял густой туман, и кто выскакивает из мутного марева на атакующего бойца, солдат вермахта или женщина с двумя детьми, очень сложно разобрать.
Вряд ли историки когда-нибудь узнают всю правду о том, что произошло в Неммерсдорфе. Да и неважно, отчего именно погибли эти люди. Первопричина их смерти – война, абсолютное зло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий