Представить средневековую Европу без рыцарских орденов невозможно. В то же время довольно странным выглядит тот факт, что на территории Руси тех лет официально не существовало собственных аналогичных военных образований. Известный историк, писатель, Андрей Синельников утверждает, что это совсем не так. Подобные структуры не только существовали, одну из них возглавлял Александр Невский.
Невский орден
После длительной работы в архивах Андрей Зиновьевич в своих лекциях неоднократно указывал, что прозвище Новгородского князя Александра Ярославовича – «Невский» было получено им не только благодаря разгрому немецких рыцарей на реке Нева, но и его руководству военной структурой, которую назвали «Невским орденом». В России об этом ордене практически ничего неизвестно, тогда, как на Западе, он достаточно популярен. В качестве подтверждения своих слов историк приводит изданную в Испании книгу о военно-монашеских орденах мира. В первой пятерке орденов находится «Невский» орден. Причем важно отметить, что эта структура существовала и до того момента, как ее очередным руководителем стал Александр Ярославович. В то же время Андрей Синельников отмечает, что называть эту организацию орденом не совсем правильно, поскольку это было военно-монашеское братство. Дело в том, что в мире начиная с XI века, существовали ордена, которые условно можно разделить на три группы кормящие, молящиеся и воюющие. Позднее к ним добавилось еще две разновидности орденов: различные тайные общества, а также военно-монашеские братства. Причем тот же самый орден Тевтонцев был братством. Его полное название «Братство всадников немецкого дома Марии Богородицы Тевтонского храма». Были подобные ордена и на Руси. В частности в летописи «Хождении игумена Даниила в Святую землю в город Иерусалим», говорится о нахождении на горе Сион двух русских дружин: Владимирской и Суздальской. Фактически они являли собой пример русских военно-монашеских орденов. При этом неподалеку находились представители ордена Тамплиеров.
Лишние мужчины
Самое интересное, что появление военно-монашеских орденов на Руси было, по мнению историка, продиктовано фактически бытовыми причинами. Дело в том, что женщины на Руси стремились жить с взрослыми, состоявшимися во всех отношениях мужчинами. При этом за бортом семейной и общественной жизни оставалось немало юношей. Чтобы не возникало социальных взрывов, таких юношей с детства определяли в военные ордена, имевшие название – волчьи союзы. Набирали в них мальчиков восьми лет из многодетных семей, которым в будущем было бы трудно обучиться ремеслу или пойти в торговлю. В 13 лет такие юноши получали право на ношение оружия. Впоследствии данные ордена участвовали в религиозных походах и защищали русскую землю от врагов. Александр Ярославович был Великим Магистром одного из таких орденов под названием Невский. При этом в европейских летописях можно встретить упоминание, что на рождение сына Александра Невского Даниила приехали магистры военных орденов Европы дружественных России.
Крепость «Невского» ордена
В Европе было принято, что у каждого ордена существовала своя крепость, а иногда даже несколько. Невский орден не исключение. Его главная крепость Ниеншанц располагалась в устье реки Охты, на месте современного Санкт-Петербурга. Примечательно, что название крепости в переводе со Шведского означает «Невский конец». То, что у крепости было шведское название вполне логично. Как утверждают «Хроники Эрика», шведы покинули крепость в 1300 году. Точнее говоря, их выгнали из нее представители Невского ордена в это время, возглавляемого сыном Александра Невского Андреем Городецким. Это было уже после смерти Александра Невского, хотя при его жизни орден также обладал целым рядом крепостей на берегу Балтийского моря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий