«Джихад» -- именно такое кодовое название имела операция по штурму Грозного, предпринятая чеченскими боевиками в августе 1996 года. С военной точки зрения штурм Грозного не завершился победой ни одной из сторон.
Но если смотреть на политические последствия, операция «Джихад» была крайне эффективной: правительственные силы покинули город, и подписание Хасавюртовских соглашений ознаменовало завершение Первой чеченской войны. Как же складывались события в Грозном и вокруг Грозного в августе 1996 года?
Соотношение сил
Гарнизон Грозного на тот момент состоял из 6000 человек. В это число вошли бойцы внутренних войск и МВД. Около 10 000 военнослужащих Минобороны были сосредоточены в Ханкале и в районе аэропорта «Северный». В Грозном насчитывалось 22 КПП, 5 комендатур и 2 комендантских участка. Все КПП были снабжены боеприпасами, водой и продовольствием. В опорные пункты были превращены многие объекты, которые могли представлять интерес для штурмующих. Однако, Грозный – это крупный город, в который стекается более 100 дорог. Под контролем федеральных сил были лишь 33 из них. Общая численность подразделений боевиков, вошедших в чеченскую столицу, по словам Масхадова, составляла всего 850 боевиков. Другие источники говорят о 1,5-2 тысячах бойцов. Говоря о численном перевесе федеральных войск над боевиками, не стоит забывать о том, что за неделю боев численность «масхадовцев» увеличилась до 6 тысяч за счет переброски подкреплений.
Тактика боевиков
Штурмом в строгом смысле этого слова тактику боевиков назвать было бы неправильно. Они не штурмовали город, а просто вошли в него. Накапливание сил в пригородах города началось еще задолго до августа,часть боевиков проникли в город под видом мирных жителей. 6 августа в 5.00 утра чеченские отряды начали входить в Грозный, грамотно используя недостатки в расположении блок-постов, и перемещаться по неконтролируемым федеральными войсками маршрутам. При этом боевики не ставили своей целью захват всех объектов, занятых подразделениями федералов. Тактика заключалась в блокировании блок-постов и комендатур. Главный удар был нанесен по Дому правительства, зданиям МВД, ФСБ и другим административным зданиям центра города.
Бои в Грозном
6 августа, в день начала штурма, подразделения министерства обороны, которые размещались в аэропорту «Северный» и на базе в Ханкале, почти никак не реагировали на ситуацию в Городе. Армейские генералы считали, что «смежники» из МВД справятся с ситуацией самостоятельно, и не спешили идти на помощь. Только к вечеру 7 августа на помощь осажденным были отправлены бронеколонны. Однако, время было упущено, и чеченские отряды смогли организовать засады на пути движения колонн федеральных сил. Только 11 августа одна из колонн из состава 205 мотострелковой бригады пробилась в центр Грозного к комплексу правительственных зданий. Появилась возможность эвакуировать раненых, журналистов и тела погибших. Командующий объединенной группировкой федеральных сил генерал Пуликовский приказал ввести в город штурмовые отряды. Боевики оказали активное сопротивление. Положение окруженных в Грозном правительственных сил оставалось очень тяжелым, наши потери росли. Но к 13 августа положение начало выправляться, федеральные войска разблокировали большинство окруженных объектов. Авантюра Аслана Масхадова была близка к провалу. Боевики понесли серьезные потери, и оказались в окружении. Вокруг Грозного развернулась группировка из подразделений 58 армии. Однако приказа на окончательную ликвидацию боевиков федеральные войска не получили.
Ультиматум Пуликовского
Генерал К. Б. Пуликовский, командующий объединенной группировкой федеральных сил, был настроен крайне решительно, намереваясь уничтожить в котле все силы сепаратистов. Он предъявил окруженным боевикам ультиматум: сдаться в течении 48 часов, в противном случае по городу будет нанесен мощный удар с использованием всей тяжелой артиллерии и авиации. Гражданскому населению был предоставлен коридор для выхода. По воспоминаниям очевидцев, боевики не сомневались в решимости Пуликовского, и его слова по-настоящему напугали полевых командиров. Боевики оказались в безвыходном положении, у них кончались боеприпасы, и не было надежды на подкрепления. Решение Пуликовского крайне негативно оценивалось рядом публицистов, которые говорили о том, что в случае реализации его ультиматума в Грозном погибло бы большое количество мирных жителей, которые просто не успели бы воспользоваться предоставленным федералами коридором, а так же понесли бы потери федеральные части, все еще находившиеся в городе.
Подписание Хасавюртовских соглашений
Еще до истечения срока ультиматума в Чечню прибыл секретарь совета безопасности России А. И. Лебедь, наделенный полномочиями представителя президента РФ в Чеченской республике. Вместе с ним приехал олигарх Борис Березовский. Лебедь сразу же отменил приказ Пуликовского, заявил, что российская армия деморализована и не способна воевать, и настоял на продолжении переговоров с боевиками. Боевики, избегшие окончательного разгрома, считали это проявлением воли Аллаха и настоящим чудом. Переговоры завершились 31 августа подписанием Хасавюртовских соглашений. Первая чеченская война завершилась.
Потери
С 6 по 22 августа в Грозном федеральные силы потеряли 2083 человека (494 убитыми, 1407 ранеными, 182 пропавшими без вести). Было сожжено 18 танков, 61 БМП, 8 БТР, 23 автомашины, было сбито 3 вертолета. Назвать точные потери боевиков сложно. Однако, есть свидетельства того, что потери боевиков превысили российские в 2-3 раза.
Итоги
Командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа генерал Г. Н. Трошев, автор книги воспоминаний «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала», так писал об итогах штурма Грозного: «Пожалуй, никогда еще в России генералы не были так бесправны и беспомощны на войне из-за давления гражданских лиц, полных дилетантов в военных вопросах. … А если оценивать моральную сторону дела, то тут и слов подходящих не подберешь. Потому что в Чечне боец … осознавал себя защитником единства и достоинства Родины, его враги боялись… А после бегства из Чечни (под палкой Лебедя и Березовского) чувствовал себя оплеванным и опозоренным. Над ним весь мир смеялся. «Крошечная Чечня разгромила великую Россию!» — вот какая молва шла по свету». По мнению генерала Трошева, если бы тогда удалось уничтожить боевиков, не было бы Второй чеченской войны, терактов в Москве, Волгодонске и др., как и агрессии в Дагестане. Многое из плана Пуликовского было реализовано во время штурма Грозного в 1999-2000 году, положившего конец активному этапу Второй чеченской кампании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий