Преступная безалаберность муромской милиции, допущенная правоохранителями в июне 1961 года при задержании пьяного заводчанина, обернулась общегородскими погромами. Для того чтобы усмирить восставший Муром вызывались войска из Москвы.
Какими были причины происшедшего
Вечером 26 июня в отделение муромского ГОВД доставили мастера цеха местного завода, работавшего на «оборонку», Юрия Костикова. У 25-летнего парня была разбита голова – шел из ресторана домой, хотел запрыгнуть в кузов грузовой машины, поймать таким образом попутку, да сорвался и рухнул головой вниз. На беду мимо проезжал начальник ГОВД. Он подошел к лежавшему на асфальте Костикову, заметил, что тот пьян и велел отвезти Юрия в милицию.
Получившему черепно-мозговую травму надлежащую помощь в ГОВД не оказали, а когда наутро Костикова отвезли в больницу, было уже поздно – он там умер. По городу поползи слухи: мастера забили до полусмерти в милиции. Спустя 3 дня после инцидента местной прокуратурой по факту случившегося было возбуждено уголовное дело. Заводчанам вскоре объявили, что милиционеры к гибели Костикова непричастны, всему виной несчастный случай. Однако рабочие не поверили официальной версии, раздались призывы провести повторную экспертизу с участием столичных и владимирских специалистов.
За счет завода были организованы похороны и поминки Юрия Костикова, однако недовольство результатами расследования среди рабочих росло и распространялось по Мурому, нарастая, как снежный ком. И горкому КПСС, и местному отделу КГБ докладывали об этих настроениях. Но никто решительных мер по их пресечению не предпринимал – все считали, что как-нибудь обойдется.
Похороны, превратившиеся в бунт
Хоронили Костикова на четвертый день. На кладбище было две дороги, через центр, где располагалось здание ГОВД, и обходная. Главной ошибкой организаторов похоронной процессии было то, что они допустили движение процессии через центр. Представители руководство завода просили людей не останавливаться возле здания горотдела милиции, но их не послушали. Заведенная толпа, подстегиваемая призывами бить милицию, нарастала. Начали бить стекла окон ГОВД камнями, «инициативная группа» перевернула милицейский «уазик», превратив его в импровизированную трибуну…
С перевернутой машины многочисленными ораторами начали произноситься пламенные речи о беспределе милиционеров. Выступление ранее судимого Сергея Денисова закончилось призывами громить ГОВД и выпустить оттуда арестованных. Денисов, сняв рубаху, продемонстрировал следы побоев, якобы нанесенных ему милиционерами (как потом выяснилось, оратора отметелил родной брат). Были и другие выступления бывших зеков, подстрекавших народ к бунту против милиции.
Из этих искр стихийного митинга возгорелось пламя. Муромцы пошли на штурм горотдела милиции. Ими было захвачено свыше 60 единиц огнестрельного оружия и порядка тысячи патронов к нему. Бунтовщики оружие не применяли, но впоследствии отыскать удалось далеко не все «стволы», многие из них спустя годы «всплыли» при раскрытии других преступлений.
В помещениях отдела крушили все, что попадалось под руку, жгли важные документы, в том числе, уголовные дела, милиционеров избивали… Добрались до помещения отдела КГБ, располагавшегося в том же здании. Чекисты предусмотрительно успели попрятать самые важные документы в единственный надежный сейф, который бунтовщики не смогли взломать и просто выбросили на улицу. В погромах активное участие принимали ранее судимые муромцы и даже несколько пьяных женщин.
Порядка 50 арестованных, содержавшихся в ГОВД, выпустили на свободу, а здание горотдела милиции было подожжено. Прибывшим пожарным не давали тушить горевший отдел, перерезали рукава брандспойтов. Милиционеры пытались фотографировать бунт, но их стаскивали с деревьев и крыш и били. Но часть фотографий тех беспорядков все же сохранилась.
Как удалось все это остановить
Коллектив ГОВД был рассеян митингующими, многих милиционеров, в том числе начальника горотдела, жестоко избили. Руководство города не знало, что делать и предпринимало тщетные попытки умирить толпу. Не послушали бунтовщики и владимирского предоблисполкома. Центр Мурома был загроможден транспортом.
Волнения стали успокаиваться только спустя 5 часов, с прибытием войск из Москвы. Толпа постепенно разошлась, и порядок в Муроме был восстановлен.
В результате разбирательства полетели многие головы – лишились своих постов многие партийные и заводские чиновники, должностные лица МВД И КГБ. Случай в Муроме рассматривался на уровне ЦК КПСС. В начале августа в городе прошел открытый судебный процесс над обвиняемыми в организации массовых беспорядков. Трое получили «вышку» (расстрел), 16 человек приговорили к различным срокам заключения.
Примечательно, что 24 – 25 июля того же года аналогичные беспорядки случились в другом городе Владимирской области – Александрове. Там тоже забрали в милиции двух пьяных, пошли слухи, что их в горотделе избили. Народ начал штурмовать здание ГОВД. Но на этот раз по нападавшим открыли огонь. Четверых убили, 11 ранили. Расстреляли потом по приговору суда четверых организаторов беспорядков и еще пятерым дали по 15 лет лагерей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий