Американские техники ведения бизнеса отличаются агрессивностью. Это стало следствием того, что техники продаж в Америке являются таким же товаром, как велосипеды или ботинки, причём гораздо менее затратным, чем реальное производство. Не требуется аренда производственных площадей, закупка станков, разработка моделей, наём специалистов. Как результат, Америка стала родиной множества методик сублиминального воздействия – так называются манипуляции людьми, основанные на подсознании.
Особенности и результаты экспериментов
Одной из таких техник стал так называемый «25-й кадр». Её создатель – Джеймс Викери, основал свою идею на эффективности влияния на людей через вставляемый в видеоряд кинофильма «лишний» кадр. Через каждые 24 кадра на 1/3000 секунды добавлялся ещё один с рекламой, которую зрители безотчётно воспринимают как указание к действию. Внимание эта вставка не привлекает, но откладывается в подсознании и даёт импульс к действию. Эксперименты, проведённые Викери, показали следующее: всё лето 1957 года в кинотеатре в Форт-Ли, Нью-Джерси, 25-м кадром вставляли скрытую рекламу поп-корна и кока-колы. Продажи во время просмотров повысились: кока-колы на 18%, а поп-корна на 57,8 %.
Паника и ажиотаж
После публикации результатов эксперимента реакция общественности была разнообразной. Владельцы бизнесов продаж бросились закупать технологию, лекции Викери пользовались большой популярностью. Технологию начали внедрять в политических и предвыборных мероприятиях, в обучении.
Журналисты, педагоги, политики забили тревогу. Их профессиональное мастерство грозило стать менее востребованным на фоне столь лёгкого способа добиться от людей чего угодно. Последовали обвинения в зомбировании общества и нарушении таким образом права человека на самостоятельное принятие решений. Журналист Норманн Казинис опубликовал обличающую статью «Запятнанное подсознание».
25 кадр в фильмах
В ряде фильмов режиссёры применили эту технологию для повышения интереса к своим лентам. Как пример, это сериалы «Вавилон-5», «А теперь – слово».
В телесериале «Коломбо» преступник использует 25 кадр, чтобы жертва явилась в нужное место. Затем сам лейтенант Коломбо этим способом ловит преступника.
Обнаружилось, что у системы Викери есть побочные эффекты. В Японии методику 25 кадра обвинили в приступах эпилепсии у детей после просмотра мультфильмов о Покемоне.
Разоблачение
Под новой методикой довольно быстро зашаталась почва. Её закупили для телевизионного магазина и крутили 25-м кадром текст «Звони прямо сейчас». Эффект отсутствовал.
Американское профессиональное издание «Фонд исследования рекламы» потребовал от Викери документальные данные по его экспериментам и получил отказ.
Студент из Нью-Йорка Стюарт Роджерс приехал в Форт-Ли, чтобы собрать материал для реферата. Он познакомился с владельцем кинотеатра, в котором, по словам Викери, проводился эксперимент. Оказалось, что в кинотеатре никогда не проводилось никаких экспериментов, а зрительный зал по размеру не соответствовал заявленному Викери.
Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса вывела заключение, что подсознательное воздействие не воспринимается людьми некритически как сигнал к действию, за исключением психически неуравновешенных личностей. Вставки в фильм должны длиться порядка минуты, чтобы зритель оценил их убедительность и решил, нужен ему данный продукт или нет.
Спустя пять лет после внедрения технологии Джеймс Викери вынужден был признать, что все результаты экспериментов были им сфабрикованы, а сама методика является мошенничеством.
25 кадр в России
В Россию американские технологии манипуляций проникли в 90-х годах. Здесь их восприняли очень серьёзно и запрет на них даже включили в законодательство. Пункт 9 статьи 5 которой («Cкpытaя рeклaмa») гласит:
«Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.»
В России и придумали название «Эффект 25 кадра», в Америке это «Методики воздействия на подсознание». В Штатах к тому периоду они уже утратили актуальность, а российский рынок оказался некритически восприимчив ко всему, что исходило из-за океана.
Механизм успеха таких методик у российских бизнесменов популярно объясняет Артемий Лебедев: «Мистицизм и суеверие владеют умом Заказчика. Как только появится нечто, точный механизм действия чего будет не очень понятен, Заказчик отреагирует положительным рефлексом, как тренированная павловская собачка. Непонятно? Беру.»
До сих пор методика 25 кадра используется в России для привлечения клиентов в области обучения языкам, во всевозможных його-медитативных практиках, в системе оздоровления и похудения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий