Факел Реформации, зажженный в Германии Мартином Лютером, в 20-30-е годы XVI века начало распространяться и во Франции. Реформаторы христианства – протестанты отвергали многие каноны католической религии, провозгласив единственным источником вероучения Библию и отвергнув власть Римского папы. Во Франции католики насмешливо называли протестантов гугенотами. Впоследствии, однако, с распространением идей Мартина Лютера по стране французские протестанты стали сами называть себя так.
В 1562 году могущественный род Гизов, недовольный веротерпимой политикой фактически правившей Францией Екатериной Медичи, спровоцировал нападение католиков на гугенотов, переросшее в войну. Так во Франции начались Религиозные войны, которые раздирали на части страну 36 лет. Каждый раз, когда в этот период заканчивалась очередная война, все надеялись на то, что наконец-то наступит мир – и понимали, что вскоре снова прольется кровь, потому что одна из сторон этот мир не признавала.
Так было и 8 августа 1570 года, когда Жерменский мирный договор положил конец уже третьей по счету религиозной войне во Франции. Номинальный король Карл IX и его мать Екатерина Медичи всячески пытались охладить пыл своих воинствующих единоверцев. Но радикальная католическая фракция во главе с Гизами была к гугенотам непримирима. Особенно разъярила их подготовка к свадьбе протестантского принца Генриха Наваррского и дочери Медичи Маргариты Валуа. Этот брак должен был закрепить мир между католиками и гугенотами.
Но благие намерения поистине вымостили дорогу в ад. На свадьбу в Париж съехалось множество именитых протестантов, чтобы приветствовать принца Генриха на брачной церемонии. Можете себе представить, как чувствовали себя парижане, подавляющее большинство которых были католиками! Плохие урожаи в том году, растущие налоги и цены на продовольствие и самые необходимые предметы. Плюс показная роскошь королевской свадьбы… Да, бочки с порохом были сухими и могли загореться от малейшей искры! Недаром губернатор Парижа Франсуа де Монморанси, предчувствуя катастрофу, предпочел покинуть столицу за несколько дней до свадьбы.
Впрочем, нужно понять и всевластную Медичи. Лидер гугенотов, адмирал Гаспар де Колиньи имел большое влияние на Карла IX и всячески подзуживал его послать армию во Фландрию для поддержки восстания протестантов против короля Испании Филиппа II. Трезво мыслящая Екатерина Медичи такого поворота никак не могла допустить. Мало того, что рушились ее планы мира с Испанией, находившейся в те годы в зените могущества. Если бы оскорбленный таким актом испанский королевский двор двинул свою армию против Франции, она, ослабленная десятилетиями гражданской войны, не смогла бы устоять.
Четыре дня спустя после свадьбы, состоявшейся 18 августа 1572 года, на фоне постоянно распространявшихся в Париже слухов о заговоре гугенотов, хотевших свергнуть короля и ввести протестантскую религию, на Колиньи было совершено неудавшееся покушение. Гугеноты потребовали наказания виновных. Обстановка стремительно накалялась. Наконец, 23 августа Екатерина Медичи склонила короля на свою сторону, и Карл IX принял решение убить гугенотских вождей, чтобы предотвратить новую гражданскую войну. Муниципалитет Парижа распорядился закрыть ворота и вооружить городскую милицию.
Королева-мать, как доказывают не одно столетие историки и беллетристы, планировала уничтожение только фактически предводителей гугенотов, начиная с Колиньи, а предводителей номинальных – захватить. Но что делать с давней враждой семейных кланов Гизов и Колиньи? Что делать с ненавистью парижан-католиков к «понаехавшим» гугенотам и к протестантам вообще? Одни говорят, что Екатерина Медичи не учла этого. Другие утверждают: не только не учла, но и рассчитывала, что так и случится. Так или иначе, фитиль догорел и бочки с порохом взорвались.
В ночь с 23 на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, по приказу Медичи на маленькой колокольне с южной стороны парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа ударили колокола. Это был условный знак католикам. Начавшаяся антигугенотская акция молниеносно превратилась в массовую резню. Черные одежды, в которые традиционно рядились гугеноты, становилась смертным приговорам им. Опьяненная кровью беззащитных жертв толпа черни вскоре уже не делала различий между мужчинами, женщинами, стариками и детьми. Пощады не было никому.
Париж оказался во власти убийц и мародеров. Хаос стал поводом под шумок разделаться со своим кредитором, надоевшей женой, зажиточным соседом. Когда, наконец, Карл IX приказал навести порядок на парижских улицах, насилие выплеснулось за его пределы. Кровавая бойня продолжалась во Франции еще несколько недель. Большинство исследователей считают, что в те дни погибло не менее 5 тысяч человек; называют и цифру в 30 тысяч убитых гугенотов и католиков – во время резни уже не спрашивали, какую веру ты исповедуешь… Варфоломеевская ночь нанесла гугенотам сокрушительный удар. Порядка 200 тысяч их бежало из Франции, и их подвижничество и трудолюбие нашло благодарный приют в других странах. Самой же Франции победа над гугенотами спокойствия не принесла. Номинально религиозные войны закончились в 1593 году. Фактически – продолжились и в XVII веке. Казалось бы, эпоха просвещенного абсолютизма подарит Франции покой. Но кровь, залившая парижские улицы в Варфоломеевскую ночь, возвратилась кровавым прибоем Великой Французской революции. Которая, кстати, вернула протестантам все отобранные у них политические права. Ныне во Франции существуют десятки протестантских организаций.
источник
В 1562 году могущественный род Гизов, недовольный веротерпимой политикой фактически правившей Францией Екатериной Медичи, спровоцировал нападение католиков на гугенотов, переросшее в войну. Так во Франции начались Религиозные войны, которые раздирали на части страну 36 лет. Каждый раз, когда в этот период заканчивалась очередная война, все надеялись на то, что наконец-то наступит мир – и понимали, что вскоре снова прольется кровь, потому что одна из сторон этот мир не признавала.
Так было и 8 августа 1570 года, когда Жерменский мирный договор положил конец уже третьей по счету религиозной войне во Франции. Номинальный король Карл IX и его мать Екатерина Медичи всячески пытались охладить пыл своих воинствующих единоверцев. Но радикальная католическая фракция во главе с Гизами была к гугенотам непримирима. Особенно разъярила их подготовка к свадьбе протестантского принца Генриха Наваррского и дочери Медичи Маргариты Валуа. Этот брак должен был закрепить мир между католиками и гугенотами.
Но благие намерения поистине вымостили дорогу в ад. На свадьбу в Париж съехалось множество именитых протестантов, чтобы приветствовать принца Генриха на брачной церемонии. Можете себе представить, как чувствовали себя парижане, подавляющее большинство которых были католиками! Плохие урожаи в том году, растущие налоги и цены на продовольствие и самые необходимые предметы. Плюс показная роскошь королевской свадьбы… Да, бочки с порохом были сухими и могли загореться от малейшей искры! Недаром губернатор Парижа Франсуа де Монморанси, предчувствуя катастрофу, предпочел покинуть столицу за несколько дней до свадьбы.
Впрочем, нужно понять и всевластную Медичи. Лидер гугенотов, адмирал Гаспар де Колиньи имел большое влияние на Карла IX и всячески подзуживал его послать армию во Фландрию для поддержки восстания протестантов против короля Испании Филиппа II. Трезво мыслящая Екатерина Медичи такого поворота никак не могла допустить. Мало того, что рушились ее планы мира с Испанией, находившейся в те годы в зените могущества. Если бы оскорбленный таким актом испанский королевский двор двинул свою армию против Франции, она, ослабленная десятилетиями гражданской войны, не смогла бы устоять.
Четыре дня спустя после свадьбы, состоявшейся 18 августа 1572 года, на фоне постоянно распространявшихся в Париже слухов о заговоре гугенотов, хотевших свергнуть короля и ввести протестантскую религию, на Колиньи было совершено неудавшееся покушение. Гугеноты потребовали наказания виновных. Обстановка стремительно накалялась. Наконец, 23 августа Екатерина Медичи склонила короля на свою сторону, и Карл IX принял решение убить гугенотских вождей, чтобы предотвратить новую гражданскую войну. Муниципалитет Парижа распорядился закрыть ворота и вооружить городскую милицию.
Королева-мать, как доказывают не одно столетие историки и беллетристы, планировала уничтожение только фактически предводителей гугенотов, начиная с Колиньи, а предводителей номинальных – захватить. Но что делать с давней враждой семейных кланов Гизов и Колиньи? Что делать с ненавистью парижан-католиков к «понаехавшим» гугенотам и к протестантам вообще? Одни говорят, что Екатерина Медичи не учла этого. Другие утверждают: не только не учла, но и рассчитывала, что так и случится. Так или иначе, фитиль догорел и бочки с порохом взорвались.
В ночь с 23 на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, по приказу Медичи на маленькой колокольне с южной стороны парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа ударили колокола. Это был условный знак католикам. Начавшаяся антигугенотская акция молниеносно превратилась в массовую резню. Черные одежды, в которые традиционно рядились гугеноты, становилась смертным приговорам им. Опьяненная кровью беззащитных жертв толпа черни вскоре уже не делала различий между мужчинами, женщинами, стариками и детьми. Пощады не было никому.
Париж оказался во власти убийц и мародеров. Хаос стал поводом под шумок разделаться со своим кредитором, надоевшей женой, зажиточным соседом. Когда, наконец, Карл IX приказал навести порядок на парижских улицах, насилие выплеснулось за его пределы. Кровавая бойня продолжалась во Франции еще несколько недель. Большинство исследователей считают, что в те дни погибло не менее 5 тысяч человек; называют и цифру в 30 тысяч убитых гугенотов и католиков – во время резни уже не спрашивали, какую веру ты исповедуешь… Варфоломеевская ночь нанесла гугенотам сокрушительный удар. Порядка 200 тысяч их бежало из Франции, и их подвижничество и трудолюбие нашло благодарный приют в других странах. Самой же Франции победа над гугенотами спокойствия не принесла. Номинально религиозные войны закончились в 1593 году. Фактически – продолжились и в XVII веке. Казалось бы, эпоха просвещенного абсолютизма подарит Франции покой. Но кровь, залившая парижские улицы в Варфоломеевскую ночь, возвратилась кровавым прибоем Великой Французской революции. Которая, кстати, вернула протестантам все отобранные у них политические права. Ныне во Франции существуют десятки протестантских организаций.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий