Не всё кораблю бегать туда-сюда по волнам. Наступает момент, когда для удобства мореплавателя он должен застыть неподвижно – либо у причала, либо неподалеку от берега. Но вечно неспокойные волны, течения и ветер могут заставить судно дрейфовать куда стихиям угодно. На этот случай многие и многие тысячи лет назад было придумано средство – якорь.
В самом начале эпохи мореплавания, когда еще человек не рисковал удаляться далеко от берегов, якорь был до примитивного простым. Взял канат, крепко-накрепко обвязал им камень поувесистее, — готово! Или, для вящей надежности, предварительно просверлил в нем отверстие. Кстати, такой «якорь» благополучно дожил до наших дней в рыбацких лодках, катерках, яхтах и прочих малоразмерных плавсредствах. Подкупающая простота!
Однако с течением времени потребовался другой якорь, надежно цеплявший дно и удерживавший судно на одном месте. Для этой задачи камень уже не годился. Примерно 3 тысячи лет назад малайцы изобрели однорогий якорь, изготавливавшийся из твердых пород дерева. Если «рог» вгрызался в донный грунт – корабль стоял, как вкопанный. Ну, а если ложился на дно плоской частью? Невезуха…
От такой невезухи и решили застраховать себя китайские умельцы. Приблизительно в конце 1 тысячелетия до н.э. корабельный якорь стал двурогим и обрел форму, чрезвычайно близкую к современной. Изготавливали его по-прежнему из дерева, но для вящей прочности оковывали железом. Появился и шток, усиливавший сцепление с грунтом; пока еще он был расположен внизу, немного выше мест соединения лап.
Примерно в это же время свое поистине веское слово сказали древние римляне. «Веское» — потому что покорители Средиземного моря отливали якорь из бронзы или выковывали из железа. Деревянный шток переместился вверх, под скобу для каната. Как вариант, делали и деревянные судовые якоря, но шток у них был тяжелым, свинцовым. Ценность римского якоря была высока. Его украшали различными священными надписями, долженствующими помочь в морских странствиях.
Прямым наследником римского судового якоря стал классический адмиралтейский. Путевку в жизнь ему дало в 20-е годы XIX века само Британское Адмиралтейство, причем после скрупулезных испытаний различных конструкций. Победили стальная ковка и удачная форма. Такой якорь практически на любом дне держал судно любого водоизмещения намертво. Но, будучи подвешен у борта «без работы», из-за своей тяжести и громоздкости становился опасен и для самого корабля, и для проплывавших поблизости судов.
В 1885 году англичанин Холл, управляющий фирмой и бывший капитан, запатентовал необычный якорь. Он задумал настоящее святотатство – отказаться от мешавшего всем на борту штока! Пять лет спустя все то же Британское Адмиралтейство «благословило» литой чугунный якорь Холла – и не просчиталось. Поворачивающиеся на оси плоские лапы якоря, отданного на ходу, в считанные секунды забирают грунт и стопорят даже танкеры! Мало того: с якорем Холла связана технологическая революция в промышленности, показавшая преимущества чугунного литья!
Известно, на какую высоту вознес в 1910-е годы британский флот Ее Величества Первый Лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Его любовь к флоту привела, однако, к странности: великий политик XX века не любил фотографироваться с оголенным торсом. Дело в том, что на правом плече Черчилль, как и любой уважающий себя моряк, вытатуировал изображение якоря. Став, кстати, одним из первых политиков с тату.
Среди песчаных дюн острова Тавир, что возле Португалии, раскинулось небывалое зрелище – кладбище якорей (The Cemiterio das Аncoras). Но это отнюдь не легендарный Остров Погибших Кораблей. Якоря были изготовлены не для кораблей, а для удержания на дне рыболовных сетей, предназначенных для ловли тунца. Причем эта технология в незапамятные времена была изобретена финикийцами. Время шло, тунец ушел в другие места, рыбаки переместились вслед за ним – а якоря остались.
А крымский мыс Тарханкут по праву может гордиться единственным в мире музеем якорей под водой. Достаточно одеть акваланг и погрузиться в черноморские волны – к вашим услугам подводная экскурсия на 20-метровой глубине. Якоря здесь покоятся самые разные: есть огромный, оставшийся от могучего броненосца, есть и совсем крохотные по сравнению с ним, принадлежавшие парусно-моторным шхунам. Самому старому якорю – около 200 лет.
источник
В самом начале эпохи мореплавания, когда еще человек не рисковал удаляться далеко от берегов, якорь был до примитивного простым. Взял канат, крепко-накрепко обвязал им камень поувесистее, — готово! Или, для вящей надежности, предварительно просверлил в нем отверстие. Кстати, такой «якорь» благополучно дожил до наших дней в рыбацких лодках, катерках, яхтах и прочих малоразмерных плавсредствах. Подкупающая простота!
Однако с течением времени потребовался другой якорь, надежно цеплявший дно и удерживавший судно на одном месте. Для этой задачи камень уже не годился. Примерно 3 тысячи лет назад малайцы изобрели однорогий якорь, изготавливавшийся из твердых пород дерева. Если «рог» вгрызался в донный грунт – корабль стоял, как вкопанный. Ну, а если ложился на дно плоской частью? Невезуха…
От такой невезухи и решили застраховать себя китайские умельцы. Приблизительно в конце 1 тысячелетия до н.э. корабельный якорь стал двурогим и обрел форму, чрезвычайно близкую к современной. Изготавливали его по-прежнему из дерева, но для вящей прочности оковывали железом. Появился и шток, усиливавший сцепление с грунтом; пока еще он был расположен внизу, немного выше мест соединения лап.
Примерно в это же время свое поистине веское слово сказали древние римляне. «Веское» — потому что покорители Средиземного моря отливали якорь из бронзы или выковывали из железа. Деревянный шток переместился вверх, под скобу для каната. Как вариант, делали и деревянные судовые якоря, но шток у них был тяжелым, свинцовым. Ценность римского якоря была высока. Его украшали различными священными надписями, долженствующими помочь в морских странствиях.
Прямым наследником римского судового якоря стал классический адмиралтейский. Путевку в жизнь ему дало в 20-е годы XIX века само Британское Адмиралтейство, причем после скрупулезных испытаний различных конструкций. Победили стальная ковка и удачная форма. Такой якорь практически на любом дне держал судно любого водоизмещения намертво. Но, будучи подвешен у борта «без работы», из-за своей тяжести и громоздкости становился опасен и для самого корабля, и для проплывавших поблизости судов.
В 1885 году англичанин Холл, управляющий фирмой и бывший капитан, запатентовал необычный якорь. Он задумал настоящее святотатство – отказаться от мешавшего всем на борту штока! Пять лет спустя все то же Британское Адмиралтейство «благословило» литой чугунный якорь Холла – и не просчиталось. Поворачивающиеся на оси плоские лапы якоря, отданного на ходу, в считанные секунды забирают грунт и стопорят даже танкеры! Мало того: с якорем Холла связана технологическая революция в промышленности, показавшая преимущества чугунного литья!
Известно, на какую высоту вознес в 1910-е годы британский флот Ее Величества Первый Лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Его любовь к флоту привела, однако, к странности: великий политик XX века не любил фотографироваться с оголенным торсом. Дело в том, что на правом плече Черчилль, как и любой уважающий себя моряк, вытатуировал изображение якоря. Став, кстати, одним из первых политиков с тату.
Среди песчаных дюн острова Тавир, что возле Португалии, раскинулось небывалое зрелище – кладбище якорей (The Cemiterio das Аncoras). Но это отнюдь не легендарный Остров Погибших Кораблей. Якоря были изготовлены не для кораблей, а для удержания на дне рыболовных сетей, предназначенных для ловли тунца. Причем эта технология в незапамятные времена была изобретена финикийцами. Время шло, тунец ушел в другие места, рыбаки переместились вслед за ним – а якоря остались.
А крымский мыс Тарханкут по праву может гордиться единственным в мире музеем якорей под водой. Достаточно одеть акваланг и погрузиться в черноморские волны – к вашим услугам подводная экскурсия на 20-метровой глубине. Якоря здесь покоятся самые разные: есть огромный, оставшийся от могучего броненосца, есть и совсем крохотные по сравнению с ним, принадлежавшие парусно-моторным шхунам. Самому старому якорю – около 200 лет.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий