1. Вытеснение
Это
процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых
мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм
мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании
симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности
оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы,
позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.
Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:
а)
вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению
фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая
дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против
враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;
б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.
2. Подавление
Суть
механизма – исключение из сознания смысла травмирующего события и
связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции
страха, проявления которой неприемлемы для положительного
самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от
агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного
опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула,
вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств,
ассоциативно связанных с ним.
3. Регрессия
Возвращение в
проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам
удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной,
полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют
регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства
неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением
инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу («я – малое дитя,
и вы обязаны мне помочь»). Решение проблем посредством запроса о
помощи. В класс регрессии входят также механизмы, связанные с
двигательной активностью: уменьшение беспокойства, вызванного запретным
побуждением, происходит через непроизвольные движения без развития
чувства вины.
4. Проекция
Это механизм отнесения к другому
лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на
сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для
сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата
эмоционального отвержения с их стороны. Проекция призвана справиться со
страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других. Проекция
предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как
рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне («если
плохой человек меня отвергает, значит я хороший» или «мнение плохого для
меня незначимо»).
5. Интроекция
Это символическая
интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие
механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную
роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются
родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время
траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются
различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо
озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные
побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что
произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
6. Рационализация
Это
защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих
мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле
неприемлемы. Рационализация – самый распространенный механизм
психологической защиты, потому что наше поведение определяется
множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для
себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм
рационализации не следует смешивать с преднамеренными - ложью, обманом
или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение,
избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы
минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому
она и опасна.
7. Интеллектуализация
Этот защитный механизм
предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в
целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация
тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств
размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о
любви).
8. Компенсация
Это бессознательная попытка преодоления
реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при
формировании основных структур психики как самый поздний механизм
защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для
сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты.
Реализуется через настойчивую работу над собой, самосовершенствование,
через стремление к достижению значительных результатов в избранных для
этого видах деятельности.
9. Реактивные образования
Этот
защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения,
желания и чувства (особенно сексуальные и агрессивные) путем развития и
акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения.
Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком «высших
социальных (моральных) ценностей». Реактивное образование развивается
для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом
(например, собственным телом) и возможностями использования его (в
частности, для секса и агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в
поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая
строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность,
подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).
Защита носит
двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а
затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может
маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое
поведение может скрывать враждебность и т.п.
10. Отрицание реальности
Это
механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или
реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с
целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют
безразличие или отвержение. Поведение таково, словно проблемы не
существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для
детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет
существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных
ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого
человека и т.п.).
11. Замещение
Это механизм направления
эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение
агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.
Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от
скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий