Концентрационный лагерь был чудовищным
явлением войны, там погибли сотни тысяч людей. Но для некоторых узников
концлагерь не стал смертным приговором. Для тех, кто осмелился на побег
и выжил.
1Самый первый
Побег из концлагеря Треблинка, пожалуй, самый известный. Летом 1943 года
заключенные там евреи подняли восстание и части из них удалось бежать.
По словам выживших, план был в том, чтобы захватить оружие, перебить всю
охрану и освободить лагерь целиком. Конечно, этот план не удался,
несколько винтовок удалось украсть, но в целом побег, начавшийся рано
утром 2 августа 1943 года, был катастрофически плохо подготовлен.
Для начала взорвали бочку с бензином, что было для охраны сигналом
тревоги, а среди узников только создало сумятицу. Многие пожилые и
истощенные не присоединились к восставшим. Большинство из тех трехсот
человек, кто, разорвав проволоку, бежал, были уничтожены с вышек. Нет
точных данных о спасшихся – их единицы или немногие десятки.
Ориентироваться в лесах бежавшие не могли, многие сразу попались. Лишь
те, кто попытался бежать в одиночку и попал на добрых людей в польских
деревнях, смогли выжить.
2 Самый знаменитый
Благодаря знаменитой книге «Большой побег» и одноименному фильму Джона
Стёрджеса со Стивом Маккуином, Джеймсом Гарнером и Ричардом Аттенборо
этот побег стал всемирно известным.
Его подготовили военнопленные ВВС союзников – американцы, англичане,
канадцы, австралийцы. Они проделали колоссальную работу. План побега
осуществляли 250 человек с настоящей четкой и декоративной
англосаксонской подготовкой. Руководителя побега Роджера Бушелла звали
«Большой Икс», у каждого тоннеля было свое название – Том, Дик и Гарри.
Заключенные работали год, было много трудностей и драматических событий.
Туннель Гарри был готов в марте 1944 года.
Тогда же и пришлось бежать, так как эсэсовское руководство распорядилось усилить довольно рыхлую систему безопасности лагеря. Собирались бежать 270 человек, но удалось это сделать только 76, 73 из которых были пойманы.
Тогда же и пришлось бежать, так как эсэсовское руководство распорядилось усилить довольно рыхлую систему безопасности лагеря. Собирались бежать 270 человек, но удалось это сделать только 76, 73 из которых были пойманы.
3 Самый успешный
Побег из концлагеря «Собибор» в последнее время широко освещается в
прессе, выпущено несколько подробных книг. Этот эпизод считают самым
успешным побегом из концлагеря. Однако и в нем много «белых пятен».
Сразу по прибытии в лагерь, группа советских солдат-евреев, попавшая в
рабочую команду, сразу стала искать пути побега. Офицера Александра
Печерского другие заключенные, которые тоже давно и безуспешно
вынашивали планы бегства, уговорили не предпринимать побег малой
группой, так как остальных бы тогда расстреляли. Он согласился бежать
всем лагерем.
План был в том, чтобы по одному перебить максимальное количество
немцев. 14 октября все было готово. Эсэсовцев приглашали в мастерские
для примерки и т.п., и там по одному уничтожали. До того, как охрана
заподозрила неладное, были убиты 11 человек. Потом все побежали через
колючую проволоку и минное поле. Перейти его удалось тремстам
заключенным. Выжили около пятидесяти.
4 Самый впечатляющий
О жизни русских солдат в концентрационных лагерях мы знаем немного. Не
очень известен народу и великий побег из концентрационного лагеря группы
во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым, уроженцем
мордовского села Торбеево. Все они в конце войны в 1945 году попали в
концлагерь Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море на границе
Германии и Польши. Там производились испытания ракет ФАУ.
Два члена группы, которые были доставлены на остров раньше Девятаева,
собирались бежать на лодке, но Девятаев убедил их, что в таком случае
шансов на побег немного, зато вполне реально покинуть остров на
бомбардировщике «Хейнкель», который там базировался. Побег готовился
скрупулезно, сначала Девятаев попал в группу, обслуживающую аэродром,
изучил приборы при помощи немецкого зенитчика, который сочувствовал
русским, помог им и не выдал. Когда о планах побега стали догадываться,
группа решила бежать.
Действия 21-минутного побега разворачивались поистине драматически: самолет сначала не взлетал, Девятаев какое-то время не мог понять, почему, потом оказалось, что он не учел положение триммеров руля, члены группы вручную установили их в положение «взлет». Самолет взлетел, но слишком резко, стал терять скорость и высоту. Наконец, разобравшись с управлением руля, Девятаев выровнял машину, за которой уже гнался немецкий истребитель. Он выпустил почти все боеприпасы, но нашему летчику удалось скрыться в облаках. Затем по солнцу он долетел до советских позиций, где был сбит нашими зенитными орудиями, но в итоге смог совершить удачную жесткую посадку.
Действия 21-минутного побега разворачивались поистине драматически: самолет сначала не взлетал, Девятаев какое-то время не мог понять, почему, потом оказалось, что он не учел положение триммеров руля, члены группы вручную установили их в положение «взлет». Самолет взлетел, но слишком резко, стал терять скорость и высоту. Наконец, разобравшись с управлением руля, Девятаев выровнял машину, за которой уже гнался немецкий истребитель. Он выпустил почти все боеприпасы, но нашему летчику удалось скрыться в облаках. Затем по солнцу он долетел до советских позиций, где был сбит нашими зенитными орудиями, но в итоге смог совершить удачную жесткую посадку.
5 Самый неудачный
Миниатюра: Кадр из к/ф "Великий побег"
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий