Воздушная разведка возникла практически сразу после появления самолетов. Информация, полученная из кабины летчиков, влияла не только на результаты отдельных сражений, но и на ход истории.
Секретная миссия «Хейнкель-111»
После разгрома Третьего рейха и захвата многочисленных архивов, (в том числе и Люфтваффе) советскими военными выяснилось, что начиная с 1939 года специально подготовленные средние бомбардировщики «Хейнкель-111» летали на тринадцатикилометровой высоте вплоть до Москвы. Для этого кабины летчиков герметизировали, а в днище самолетов размещали фотоаппараты. В частности, были обнаружены снимки некоторых районов Кривого Рога, Одессы, Днепропетровска и Москвы, датированные августом 1939 года. Впрочем, не только немцы фотографировали объекты в СССР. В марте — апреле 1940 года двухмоторный самолет «Локхид-12А» на высоте восеми тысяч метров летал над Баку и фотографировал нефтепромыслы.
Война воздушных разведчиков
13 июня 1949 года генерал-майор ВВС США Кейбелл отдал приказ подполковнику Таулеру, возглавлявшему американскую воздушную разведку, о начале «агрессивной программы ведения разведки». В итоге за последующие 11 лет американцы совершили порядка десяти тысяч разведывательных полетов, в основном вдоль границ СССР. Для этого использовался моноплан Consolidated PB4Y-2 Privateer. Ему противостоял советский Ил-28Р, на тот момент лучший в мире воздушный разведчик.
В годы холодной войны судьба многих летчиков-разведчиков, как американских, так и советских, оказалась трагической. Так, авторитетное американское издание «United States News and World Report» сообщило, что до 1970 года «252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор».
Что касается советских воздушных разведчиков, то многие трагические инциденты до сих пор неизвестны. Огласку получил случай, произошедший в нейтральных водах Японского моря 4 сентября 1950 года, когда был сбит самолет лейтенанта Геннадия Мишина.
Прерванный полет
Во время Второй мировой войны и в течение следующих нескольких десятилетий считалось, что своей неуязвимостью воздушные разведчики обязаны высоте. Так, вплоть до 1 мая 1960 года американцы безнаказанно летали над территорией СССР на самолете Lockheed U-2, пока расчёт ЗРК С-75 Михаила Воронова не сбил борт 56-6693 Гэри Пауэрса.
Чтобы оценить потенциальный ущерб национальной безопасности СССР, нанесенный таким полетом, достаточно сказать что разведчик сфотографировал, в частности, МБР на космодроме Тюратам и завод «Маяк» по производству оружейного плутония. После прерванного полета снимки не попали в Пентагон, а Пауэрс отправился за решетку. Впрочем, ему еще повезло, поскольку год спустя он вернулся на родину - Пауэрса обменяли на Рудольфа Абеля.
Выше и быстрее
Вслед за самолетом Lockheed U-2 появились «сверхвысотные» разведчики, летавшие на высоких скоростях. В 1966 году американцы ввели в строй самолет SR-71, который мог летать даже в стратосфере со скоростью 3М. Впрочем, глубоко на территорию СССР он не вторгался, разве что пролетал рядом с границей. Зато успешно применялся для фотографирования объектов в Китае.
Пользоваться материалом, полученным с помощью такой воздушной разведки, было не так просто. Например, фотоаппаратура SR-71 за один час полета фотографирует 680 000 кв. км. С таким количеством снимков не справится даже значительная команда аналитиков, тем более в условиях боевых действий, когда информация должны быть представлены военным в считанные часы. В конечном счете главной опорой для штабов так и осталась визуальная информация, как это было во время операции «Буря в пустыне».
Вся надежда на дронов
Успехи радиолокации, в частности перспективных загоризонтных систем, работающих на принципе «отражения волн от ионосферы», резко снизили возможности самолетов-разведчиков. Именно поэтому им на смену пришли «дроны» – беспилотные летательные аппараты. Считается, что пионерами в этой области были американцы, но СССР это не признает. Перспективный беспилотник Ту-143, входящий в систему воздушной разведки ВР-3 «Рейс», совершил свой первый полет еще в декабре 1970 года.
Однако после 1991 года многие советские проекты были свернуты, тогда как США, напротив, продолжили работу над созданием новейших моделей беспилотной воздушной разведки. В настоящее время американцы поставили на крыло БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») с высотой полета 8 тысяч метров и стратегический разведывательный БПЛА MQ-9 «Жнец», способный патрулировать на тринадцатикилометровой высоте.
Впрочем, назвать эти системы неуязвимыми нельзя. Например, в Крыму, в районе Перекопа, 13 марта 2014 года с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» был перехвачен современный БПЛА MQ-5В.
Воздушный разведчик против авианосца
В арсенале современных российских самолетов-разведчиков имеются средства для преодоления противоздушных систем наиболее развитых стран. Так, уже дважды – сначала 17 октября 2000 года, а потом 9 ноября 2000 года - самолеты Су-27 и Су-24 проводили воздушные маневры над американским авианосцем Kitty Hawk, при этом команда корабля оказалась не готовой к ответным действиям. Паника, начавшаяся на палубе Kitty Hawk, была сфотографирована, а снимки отправлены электронным письмом американскому контр-адмиралу Стивену Пьетропаоли.
Аналогичный случай произошел и в нынешнем году: 12 апреля российский самолет СУ-24 несколько раз облетел эсминец Donald Cook с системой ПРО «Иджис» на высоте всего лишь 150 метров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий