«Веселья час и боль разлуки…», - строки этой известной песни Поля Марселя, как раз о его судьбе. Казалось, что жизнь бросает его из крайности в крайность: счастливое детство по Франции и арест всех близких в СССР, дружба с Хармсом и Есениным и 10 лет ссылки в лагерях Сибири, покровительство самого Шостаковича и работа в цирках провинции.
О судьбе Поля Марселя когда-нибудь, наверное, снимут фильм. Его отец, Александр Иоселевич, сочувствовал анархистам и принимал участие в революционном движении под псевдонимами Ананьев и Александр Иванович Русаков (последний впоследствии станет его официальным именем).
Семья Русаковых.
Во время очередного еврейского погрома отец Поля — Александр Иванович — в период 1905-1906 годов мигрировал во Францию. Но причина переезда, скорее всего, крылась вовсе не в его национальности, а в том, что он был «профессиональным большевиком». Вскоре после переезда у него родился наследник, которого назвали Павлом. Однако такую вариацию имени использовали только близкие, другим мальчик представлялся как Поль Марсель. Александр Иванович был участником революции и плотно общался с Владимиром Ильичом Лениным, а в 1917 году его обвинили в подстрекательстве русских матросов на беспорядки и отправили в тюрьму. Там он завел знакомство, последствия от которого проявились для него на допросах в НКВД. Новым знакомым оказался популярный публицист и писатель-троцкист — Виктор Кибальчич, который в будущем станем мужем дочери Александра Ивановича. После выхода на свободу, оба были отправлены в Россию.
Поль Марсель после отсидки.
А маленькому Полю тем временем было 10 лет, и смене обстановки он несильно расстроился. Отец на новом месте обосновался прекрасно — организовал современную прачечную, стал основателем двух детдомов, а после окончания НЭПа спокойно трудоустроился рабочим на завод. Поль за этот период обучился в консерватории, где ознакомился с теорией композиции, научился блестящей игре на фортепиано и стал дипломированным музыкантом.
Поль Марсель и его джаз-ансамбль.
Постепенно Марсель стал погружаться в литературный мир — он заводит дружбу с Есениным и вскоре начинает писать романсы на некоторые его стихи. Кроме творчества своего приятеля, Поль вдохновлялся стихами Блока, Тимофеева, Пастернака, Светлова и др. Но на пути его карьерного развития встал арест.
В 1937 году была выпущена в свет пластинка с композицией «Дружба», которую многие знают наизусть и сейчас. Автор стихов — Андрей Шмульян, а создатель музыки — Поль Марсель. Спустя год, на этих же выпускаемых пластинках, популярность которых с каждым годом только возрастала, в качестве автора мелодии значился уже некий Вадим Сидоров. А самого Поля летом 1937 года взяли под арест, причислив его к рядам троцкистов, а еще через полгода ему дали 10 лет ареста, сослав в Кировскую область в трудовую колонию. Такое отношение к себе Марсель вполне ожидал, так как к тому времени была под заключением вся его семья.
Мало того, что его осудили по малопонятной статье, уже в тюрьме на него повесили еще одно обвинение — якобы он покушался на жизнь Кирова. Такой набор обвинений грозил Марсель «вышкой» — поэтому на фоне этого, полученные им 10 лет отбывания в трудовых лагерях выглядели очень и очень мягким наказанием.
Его отправили трудиться музыкантом и дирижером в музыкальный драмтеатр, расположенный в Кирове. После этого имя композитора мелькало только в газетах, но его творчеством продолжали восхищаться. Наверное, это и послужило поводом для его досрочного освобождения.
Выйдя на свободу, он оказался в Воронеже и до 1949 года трудился в здешнем цирке дирижером. В аналогичной должности он находился на работе в г. Иваново в период с 1949 по 1956 года. В Ленинграде Поль Марсель оказался в 56-ом году. Тогда его друг юности — Дмитрий Шостакович — позаботился о том, чтобы Марсель оказали помощь в получении квартиры. Для этого он в 56-ом году написал письмо председателю Ленгорисполкома. До 1964 года Поль работал в Ленинграде ведущим дирижером в цирке, после чего стал руководителем ансамбля «Цирк на сцене». А в 1973 году его не стало.
Он покинул этот мир, оставив потомкам лишь некоторые малоинформативные записки в дневнике, что казалось очень странным. В последние годы своей жизни Поль уверял всех, что пишет мемуары и занят сбором собственного архива, а потом сообщил, что очень много ценных бумаг из родительского дома было украдено. И пусть с мемуарами не сложилось, зато осталась прекрасная музыка. Вот только, к сожалению, до конца жизни он так и не решился отстоять свое авторство на множество собственных творений, которые «на бумаге» так и остались принадлежать совершенно другим людям.
А песни Поля Марселя поют и сегодня...
Комментариев нет:
Отправить комментарий