пятница, 16 марта 2018 г.

Как в Российской Империи жилось иноверцам и другим представителям нетитульных конфессий


Иноверцы в Российской империи.
Российская империя по сравнению с другими государствами той эпохи была достаточно веротерпимой страной. Однако и здесь определенные категории верующих подвергались притеснениям и гонениям. Некоторые конфессии при одних монархах были в фаворе, а при других впадали в немилость. Больше всего ограничений было у представителей нетерпимых властями сект. Но даже представители христианских религий периодически испытывали трудности.




Ограничения католиков и покровительство протестантам

Доброжелательное отношение царской России к католикам началось во времена прозападной политики Петра I, привлекавшего в страну множество иностранцев соответствующего исповедания. Указом от 1780 года Екатерина II велела униатам переходить в православие, а умиравших униатских священников заменять православными, параллельно искореняя униатские нормы богослужений. 



Католический собор на грузинской улице в Москве./Фото: idemgulyat.ru



Ситуация улучшилась со времен царствования Павла Первого, имевшего титул Великого Магистра в Мальтийском ордене. Но после польского восстания 1830-1831 гг. гнет возобновился: закрывались монастыри, мещанам католического вероисповедания запрещалось приобретать собственность и арендовать земли, ограничивалось католическое образования. 



Современные российские католические епископы.


Браки православных и католиков разрешались лишь при условии, что совместные дети будут креститься по православному обряду, а жена не перейдет в католицизм. В 1905-м Николай II издал Манифест о веротерпимости, что спровоцировало массовый переход православных в католицизм. По официальным данным, с 1905 по 1909 год католиками стали 233 тысячи человек. 

Положение протестантов в Российской империи всегда было более выгодным. Протестантизм пришел в Россию с иностранными купцами, ремесленниками и военными наемниками. Со временем их потомки принимали российское подданство, и протестантизм становился религией части русского общества. 



Группа протестантов, 17 век./Фото: dominikanie.pl



По приглашению Ивана Грозного в Москву съезжались европейские медики, аптекари, торговцы и художники, исповедующие эту веру. Покровительствовал протестантам и Алексей Михайлович, приближавший их ко двору и устраивавший на военную и гражданскую службу. Особо теплое отношение к ним также испытывал Петр Великий, поощрявший браки членов царской семьи с высокопоставленными европейцами-лютеранами.

Указами Екатерины II иностранным колонистам гарантировались значительные льготы, свобода исповедания и освобождение от обязательной службы. В Российскую империю тянулись тысячи иностранцев преимущественно лютеранского вероисповедания, гонимые за свои религиозные убеждения на родине. 


Предвзятые требования к иудеям

Несмотря на то, что в царской России существовала крупнейшая в мире еврейская община, иудеи жестко ограничивались в передвижениях и расселении по русским землям. Еврейское образование считалось бесполезным, а еврейский язык — едва ли не жаргоном. 



Еврейский погром в Киеве./Фото: scisne.net



При царе Алексее Михайловиче перешедшим в православие евреям полагались крупные пожалования. Притеснял иудей и Петр I, отклоняя запросы еврейских купцов о въезде в Российскую империю. Указом Екатерины I в 1727 году евреев выселяли за пределы России, а императрица Елизавета Петровна методично продолжала политику предшественницы. По воле Екатерины II иудеям для заселения предлагались лишь пустынные пограничные районы. Имелся и ряд существенных ограничений при приеме евреев в учебные заведения, на государственную службу. 

В конце 18 века еврейское население облагалось дополнительными налоговыми сборами и лишалось права осваивать привычные виды деятельности (аренда земель, ростовщичество, торговля). Считалось, что своим предпринимательством евреи разоряли местных крестьян. При Николае I государство всячески вмешивалось во внутреннюю жизнь общины, запрещая иудейские традиции (привычное ношение пейсов и национальной одежды). 


Эволюция отношений с мусульманами

Территориальное расширение России с включением в состав новых земель привело в русское подданство мусульман. В XIX веке ислам стал второй конфессией Российской Империи по числу верующих, при этом магометане ограничивались в своих правах и возможностях.

Мусульмане не могли занимать должности в органах управления и в сфере образования. При этом им навязывались правила христианской жизни, часто конфликтующие с нормами шариата. Но с приходом к власти Екатерины II случился переломный момент в государственных религиозных взглядах, что усилило правовой статус мусульман в империи. Отныне официально утверждалось право мусульман на многоженство, причем интересы жен защищались юридически. 



Группа депутатов II Думы мусульманской фракции. 1907 год.



Узаконились хадж и присяга по исламским догматам. В 1788-м создана первая официальная мусульманская организация России — Оренбургское магометанское духовное собрание. Российскими мусульманами теперь управлял муфтия, кандидатура которого избиралась мусульманским обществом, после чего утверждалась императором. 


Терпимость по отношению к буддийским иноверцам

Буддизм в Россию пришел вместе с калмыками, принявшими российское подданство. С XVII века религия распространилась и в Бурятии, куда ее принесли тибетские и монгольские ламы (монахи). При Елизавете Петровне буддизм признавался как «терпимое» и разрешенное вероисповедание. 



Селенгинские буряты-буддисты

Через контролируемого главу бурятских буддистов Пандито Хамбо-ламы, утвержденного Екатериной II, власть реализовывала свои имперские инициативы в среде бурят-монголов и частично эвенков. Монаршие указы 18 века регламентировали все вероисповедные дела буддистов-бурятов, ламам под угрозой смертной казни запрещалось переходить границу и иметь контакты с иностранцами. 

В первой половине 19 века российские власти ограничивали число ламаистских монастырей и продолжали контролировать иностранные связи, опасаясь соседства иноверцев с буддийской империей Цин. В начале 20 века буддизм стал одной из господствующих религий народов Забайкалья. В период противостояния с Британией в Азии Россия разыграла буддийскую карту, предоставив иноверцам больше свобод. А Николай II, беря во внимание выгоды от укрепления дружбы с Тибетом, даже дал добро на строительство буддийского монастыря в Петербурге. 


Непризнанные и преследуемые конфессии

Две последних ступеньки религиозной иерархии Российской империи занимали непризнанные конфессии. Предпоследний уровень отводился сообществам, которые «терпелись» на бытовом уровне. В эту категорию входили старообрядцы, именовавшиеся раскольниками. Их подвергали всевозможным ограничениям, но сама по себе принадлежность к их вероисповеданию преступлением не считалась. 



Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда./Фото: img-fotki.yandex.ru



На последнем уровне находились непризнанные и нетерпимые сектанты: филипповцы, поморцы, пашковцы, субботники, молокане, духоборы, хлысты и др. Имперская политика запрещала им свободно проповедовать свою религию. Поэтому в метрические книги в основном не заносились факты рождения и смерти иноверцев, а также информация о заключении среди них браков. 

Религиозная деятельность сектантов преследовались государством в административном и даже уголовном порядке. За совращение православных прихожан в нехристианскую веру законодательством полагалась многолетняя каторга. Тюрьмой наказывали представителей «иностранных исповеданий», посмевших в какой-либо форме оскорбить православного священнослужителя. Борьба государства с непризнанными религиями привела к тому, что количество русских сектантов сократилось в разы, а некоторые группы исчезли совсем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий