
Город Златоуст — один из российских центров клинкового оружия и ножевого дела. Златоуст ведет свою историю с 1754 года, когда тульские заводчики Мосоловы начали строить в этих местах завод по выпуску чугуна, железа и меди.
На этом заводе в конце ХVIII — начале ХIХ века выпускались скобяные товары и металлические бытовые изделия. В 1811 году был организован Златоустовский горный округ, и завод переходит из частного владения в казенное ведомство. 15 декабря 1815 года последовало Высочайшее утверждение об основании в Златоусте специальной оружейной фабрики, перед которой была поставлена задача — обеспечение армии холодным оружием.
К этому времени в Златоусте уже работало около 50 немецких мастеров, за период с 1814 по 1818 год их стало вдвое больше. Оружейную фабрику в народе так и называли «немецкой». Привлечение иностранных мастеров было традиционным для России. Еще в ХVII столетии в свои мастерские в Московском Кремле русские цари активно приглашали европейских и восточных ремесленников и фабрикантов, предлагая им самые выгодные условия.
В то время крупнейшим европейским центром производства холодного оружия был германский город Золинген. Немецкие оружейники были поставщиками практически всех европейских армий, в том числе и российской. Иногда эти поставки приводили к жесткой конкуренции с национальными производителями. В ходе наполеоновских войн производство клинков в Золингене пришло в упадок, началась безработица. Оружейники лишились одной из своих основных льгот — освобождения от воинской повинности. Эту ситуацию использовал Александр-Гергарт Эверсман — бывший прусский военный и горный советник, назначенный первым директором Златоустовской оружейной фабрики. Он активно привлекал в Златоуст оружейников из Европы для организации производства и обучения наших мастеров. Первые годы работы фабрики главными специалистами и руководителями цехов были иностранцы. Немецкие мастера внесли значительный вклад в организацию производства холодного оружия на более совершенном технологическом уровне, по сравнению с существовавшим кустарным производством. И сегодня златоустовские предприятия отличаются высокой культурой производства. Среди иностранных мастеров, работавших на фабрике в первые годы, более других известно имя Вильгельма Николауса Шафа. Вместе со своим старшим сыном Людвигом они долгие годы были единственными мастерами «по украшению клинков надписями и рисунками золотыми и серебряными». При оформлении клинков Шафы использовали два основных приема: гравировкой иглой наносился рисунок и затем его контур золотился (эта техника называлась «плоской позолотой»). Реже применялся другой прием — позолоченный узор выделялся рельефом, что достигалось с помощью травления фона («возвышенная позолота»). Такими способами немецкие оружейники обычно наносили на клинок изображения оружия, веточек, надписи. В обучение к Шафу были определены несколько русских учеников, которые всего за три месяца постигли «секреты» учителей. Русские ученики на базе этих приемов разработали другой способ украшения клинков. Они не гравировали клинок, а кистью рисовали орнамент киноварью, а затем незащищенную часть поверхности протравливали, занижая фон. Таким способом можно было рисовать изображения любой сложности. А поскольку русские ученики были хорошими рисовальщиками, их работы получались более интересными, чем у немецких мастеровых. Так появилась знаменитая златоустовская гравюра на стали. Ее основоположником считается Иван Николаевич Бушуев — ученик Шафа, заменивший в 1824 году своего учителя на должности ведущего мастера цеха украшенного оружия.
|
|
|
|
Известный оружейный художник А. Богачев на центральной площади города. Фото: Елена Тихонова. |
|
|
Ведущий российский металлург, профессор Курганского
университета Ю.Г. Гуревич (слева) и его преемник — златоустовский
технолог В.Ю. Герасимов. Фото: Елена Тихонова. |
Златоустовская гравюра за два столетия претерпела не только стилистические изменения. Теперь она выполняется не только на стальной поверхности клинка, как это было в ХIХ веке, но также на латуни и серебре. Создание подарков поставило перед художниками гравюры новую задачу — разработку современного дизайна. Сегодня художники клинкового оружия работают в двух направлениях: создают новые фантазийные композиции и одновременно предлагают собственную интерпретацию исторических видов оружия (мечей, сабель, шпаг). Как правило, такое оружие наделяется символическим смыслом, а это, в свою очередь, придает ему функцию памятного предмета. Очень популярным видом златоустовской продукции является кортик, который также создается как одна из разновидностей памятного оружия — ведомственная награда.
|
|
Златоуст — не только российская столица
художественной обработки металлов, но и растущий центр ножевой
промышленности. Фото: Елена Тихонова. |
|
|
фото: Елена Тихонова |
|
|
198 000 человек проживает в Златоусте, четверть из которых работают в художественных мастерских. Фото: Елена Тихонова. |
источник





Комментариев нет:
Отправить комментарий