воскресенье, 11 июня 2017 г.

Как мусульмане выбирают детям имена

Христиане, как известно, дают своим детям имена по святцам, стремясь призвать на сына или дочь благословение того святого, именем которого ребенок наречен. А чем руководствуются мусульмане, давая имена своим детям?


Порядок наречения имени малышу

Священные тексты и традиция предписывают правоверным дать имя ребенку или в тот же день, когда он родился, или несколько позже, но никак не затягивать имянаречение более чем на семь дней. 

Имя малышу родители выбирают вместе, однако если они так и не пришли к согласию, приоритет за отцом. Впрочем, отец может предложить жене выбрать имя ребенку самостоятельно, и в этом, с точки зрения правоверного мусульманина, нет ничего дурного. Часто молодые родители предлагают выбрать имя для малыша отцу мужа, выказывая таким образом уважение к дедушке. 

Сам обряд наречения имени выглядит так: тот, кто дает имя ребенку, берет его на руки и, повернувшись в сторону Мекки, читает азан (призыв на молитву) сначала в правое, затем в левое его ухо. Делать это надлежит очень аккуратно, чтобы не напугать малыша. Затем читается салават (молитва благословения и похвалы) Пророку и в правое ушко ребенку трижды произносят его имя. Например, так: «Твое имя Фатима! Твое имя Фатима! Твое имя Фатима!» Имянаречение совсем необязательно обставлять пышными празднествами, достаточно проделать все в должном порядке, при этом даже необязательно присутствие других лиц, кроме того, кто нарекает имя.



Желательные имена

Какое же выбрать имя?

У мусульман существует четкое понятие об именах желательных, нежелательных, но незапрещенных и именах запретных. К числу желательных имен относятся, прежде всего, имена, которые начинаются с «Абд», что означает «раб». Таким образом, Абдуллах означает «раб Аллаха», Абдурахман – «раб Милостивого» (Милостивый – одно из имен Аллаха). Об этих двух именах говорится, что они наиболее любимы Аллахом. Очень желательны для мусульманина и другие имена этого ряда: Абдулкерим, Абдульхамид, Абдурашит, Абдулхак и так далее. В этих именах вслед за словом «Абд» следует одно из имен Аллаха.

Следующей группой желательных имен являются имена пророков и посланников Всевышнего: Адам, Муса, Иса, Юсуф, Идрис, Яхья, Айюб, Исхак, Исмаиль. Относительно имени величайшего из пророков - Мухаммада - в течение некоторого времени существовали разногласия. В первый век ислама это имя не давали новорожденным из почтения к почившему пророку, но затем мнение переменилось, и имя Мухаммад стало одним из самых популярных в мусульманском мире. 



Нежелательные имена

Есть группа имен, хоть и не запретных, но не желательных. Это имена, несущие какой-либо негативный смысл. Например, Шихаб – «падающая звезда», Харб – «война», Муррат – «горькая». Не стоит также давать и такие имена, как Рабах – «прибыль», Мубарак – «благодать», Ясар – «благосостояние». Относительно этой группы имен есть даже такое пояснение: вдруг кто-то подумает, что это не имя человека, а присущее ему качество? Или, еще того хуже, спросит кто-нибудь: есть ли Мубарак или Ясар, а ему вынуждены будут ответить, что нет «благодати» и нет «благосостояния».


Запретные имена

Помимо имен нежелательных есть имена прямо запретные. К ним относятся имена, содержащие в себе языческий смысл, например «Абдшамс» («раб солнца»). Нельзя давать ребенку имя, которым дозволено называть только Аллаха: Рахман (Милостивый), Халик (Создатель). К запретным относятся также имена доисламских идолов – Узза, Манат и т. п., а также имена, имеющие смысл самовосхваления, такие как Малик аль-Амляк (Царь царей), Шахиншах (Шах всех шахов) и имена шайтанов – Хинзаб, аль-Авар и т. п. В Саудовской Аравии в 2014 году даже был опубликован список имен, которые запрещено давать детям. Помимо указанных в этом списке есть имена неисламские, имеющие европейское звучание, такие как Линда, Сэнди, Ларис и т. п. 

В целом, решая, как назвать малыша, советуют авторитеты мусульманского вероучения, родителям следует помнить, что ребенку с этим именем не только жить всю жизнь, но им он будет окликнут и в Судный день. Поэтому имя должно быть благозвучным и нести в себе благочестивый для мусульманина смысл.