вторник, 13 июня 2017 г.

«Палец вверх» и «палец вниз»: что на самом деле обозначали эти жесты в Древнем Риме


Жест «большой палец вниз».
Кинематограф, да и учебники истории нередко вводят людей в заблуждение. Многие и сегодня уверены, что на гладиаторских боях в Древнем Риме судьбу проигравшего определяли зрители. Если они поднимали большие пальцы вверх, то боец оставался в живых, а если опускали их вниз, то победитель добивал побежденного. И хотя толпа на аренах на самом деле определяла судьбу поверженного бойца, но делалось это несколько иначе.


Жест «большой палец вниз» означал «опустить мечи вниз», то есть остановить бой, оставить поверженного гладиатора в живых и унести его с арены, чтобы он смог продолжить сражение другой день. 

Убеждение, что жесты «палец вверх» и «палец вниз» выражали одобрение или неодобрение, проникло в общественное сознание в 1872 году благодаря художнику Жан-Леону Жерому, а, если точнее, его картине «Pollice Verso». Жесты толпы зрителей на картине, которые показывают большие пальцы вниз, были неверно интерпретированы художником, как знаки неодобрения. 



Pollice Verso — картина XIX века, которая вдохновила Ридли Скотта на фильм «Гладиатор»./ Фото: thevintagenews.com



На самом деле, художник, вероятно, никогда и не предполагал, что фраза «Pollice Verso» означает, что не нужно показывать большой палец. К сожалению, картина Жерома стала настолько популярной, что ошибка художника стала общепринятым заблуждением. Что еще более печально, также свою лепту внес и Голливуд. Когда Ридли Скотт снял фильм «Гладиатор», Колизей стал крупнейшей достопримечательностью Рима, а люди начали очень интересоваться тематикой гладиаторских боев. 

Но на самого режиссера, как оказалось впоследствии, оказала сильное впечатление репродукция картины Жерома, которую ему показали продюсеры перед съемками. В итоге, жест «палец вниз» в качестве жест, означающего «добить» гладиатора, появился в фильме и еще больше популяризировал заблуждение. Ученые сегодня придерживаются мнения, что когда римляне опускали палец вниз, то это означало то, что незадачливого гладиатора нужно пощадить. 



Большой палец спрятанный внутрь кулака.



В переводе Плиния 1601 года этот жест приравнивался к одобрению, а Джон Драйден в переводе в 1693 году «Сатиры» Ювенала указывад, что большой палец прятали внутрь кулака, если гладиатора нужно было добить. Всякий раз, когда один из бойцов был тяжело ранен, звали арбитра, чтобы тот определил, должен ли этот человек жить или умереть, в зависимости от того, насколько хорошо он дрался.

Арбитры, как правило, выносили свое решение на основании реакции толпы зрителей. Они смотрели, аплодируют ли зрители, веселятся ли и опускают ли свои большие пальцы вниз, если им понравился гладиатор. Если зрители этого не делали, то арбитр поднимал большой палец вверх, и раненого бойца добивали. Некоторые ученые предполагают, что этот жест означал, что нужно вонзить раненому меч в сердце.