воскресенье, 27 мая 2018 г.

Лучшая роль – жена Гайдая: Почему Нина Гребешкова осталась актрисой второго плана


Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968 
Перед смертью знаменитый режиссер Леонид Гайдай признался своей жене, что очень перед ней виноват. Она приготовилась услышать что-то очень неприятное, но его «грех» оказался для нее безобидным: он попросил прощения за то, что никогда не снимал ее в главных ролях. Нина Гребешкова действительно появлялась на экранах только в эпизодах, правда, они запоминались больше, чем многие главные роли, – чего только стоит роль жены Горбункова в «Бриллиантовой руке»! Нереализованной актрисой она никогда себя не чувствовала и считала, что ее лучшая роль – жена Гайдая. И только она знала о том, какие эпизоды из их жизни режиссер запечатлел в своих легендарных фильмах.



Нина Гребешкова в молодости

Нина Гребешкова не собиралась становиться актрисой и после школы подала документы во ВГИК за компанию с подругой. И на экзамены пошла за компанию, зарегистрировавшись последней в очереди. И неожиданно для себя самой прошла с первой попытки! Уже потом она узнала, что обошла 2 тысячи конкурентов, в том числе Юрия Никулина и Юрия Яковлева, которых тогда не приняли. 



Актриса Нина Гребешкова


Актриса с дочерью Оксаной

Уже на первом курсе Нина начала сниматься в кино. И хотя первая роль в фильме «Смелые люди» была эпизодической, ее заметили и в институте и на улицах узнавали и называли кинозвездой. Потом были фильмы «Спортивная честь», «Сеанс гипноза» и «Честь товарища», и к моменту их бракосочетания с Леонидом Гайдаем она была уже популярной актрисой, а он – начинающим, никому не известным режиссером. Именно поэтому она отказалась взять его фамилию в ЗАГСе – ее уже все знали как Гребешкову. Гайдая это расстроило, но решение жены он поддержал.



Леонид Гайдай и Нина Гребешкова на актерской вечеринке с Ю. Никулиным и В. Этушем



Нина Гребешкова и Леонид Гайдай 

Когда к Леониду Гайдаю пришли слава и признание, ей многие завидовали: быть женой режиссера для актрисы – залог успешной кинокарьеры. Но их пара была нестандартной: Гайдай признавал ее актерский талант, но предлагать роли в своих фильмах не спешил. Впервые она снялась у него в фильме «Трижды воскресший», но эта работа не заслужила всесоюзной популярности. Первой ее заметной работой в фильме супруга стала небольшая роль второго врача в «Кавказской пленнице», хотя изначально в сценарии ее вообще не было.



Кадр из фильма *Кавказская пленница*, 1966 | Фото: aif.ru




Кадр из фильма *Кавказская пленница*, 1966

Когда Гайдай приступил к съемкам «Кавказской пленницы», Гребешкова получила заманчивое предложение от другого режиссера, но без раздумий от него отказалась. У супруга тогда открылась язва желудка, и она отправилась вместе с ним на съемки, чтобы готовить для него диетические супы и паровые котлеты. Увидев, какой заботой и вниманием жена окружила режиссера, его коллеги по съемкам начали его стыдить: как можно не найти для нее хотя бы крошечной роли в своем фильме, ведь она всегда рядом и ничем не занята, кроме приготовления пищи! И Гайдай поддался на уговоры. Гребешкова не любила эту роль – ее героиня казалась ей слишком злой. Но работа Нины так впечатлила и съемочную группу, и его самого, что с тех пор он стал снимать ее практически во всех своих фильмах. Правда, в главных ролях всегда были другие актрисы, а ей доставались лишь эпизоды!



Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968

С тех пор актриса практически перестала сниматься у других режиссеров, сознательно отказавшись от собственной кинокарьеры, которая, возможно, могла бы сложиться куда более успешно. Сама она никогда не считала это жертвой и не раз повторяла, что ее лучшая роль – жена Гайдая. Даже когда муж предлагал ей роли в своих фильмах, актриса соглашалась неохотно: «Я не сразу к нему пошла играть, долго отказывалась от предложений. Я же самодостаточная актриса, гордая. Он предлагает, а я говорю: «Ну найди другую артистку. Будут говорить, что ты мне роль по блату дал. И вообще, почему я?». А он всегда спокойно отвечал: «Нина, ну разве ты не сыграешь? Сыграешь, и отлично сыграешь, я уверен». И я всегда к этим эпизодам подходила профессионально, раскладывала жизнь моей героини до кадра и после, проживала ее много раз. Больше всего горжусь ролью в «12 стульях».



Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968



Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968

Самой заметной ее работой в фильме Гайдая стала роль жены Семена Горбункова в «Бриллиантовой руке». Прочитав сценарий, она категорически отказалась играть слишком правильную, напыщенную и пресную героиню. Образ управдома казался ей куда более привлекательным, но режиссер был непреклонен. Тогда актриса начала дорабатывать слишком плоский и схематичный, как ей казалось, образ, и благодаря этому сделала жену Горбункова не только запоминающейся, но и очень живой и понятной зрителю. Режиссеру приходили письма, в которых зрители восхищались: «Именно такой и должна быть настоящая жена!»



Нина Гребешкова в фильме *12 стульев*, 1971 

После выхода фильма на экраны Гребешкову тут же «поженили» с Юрием Никулиным – уж очень убедительно они выглядели на экране в качестве семейной пары. А когда зрители узнали о том, что на самом деле она – супруга Гайдая, ее останавливали на улицах и стыдили: как можно было променять такого талантливого артиста на режиссера! 



Нина Гребешкова в фильме *Спортлото-82*, 1982 


Заслуженная артистка России Нина Гребешкова

Многих своих героев и многие сцены в фильмах Гайдай «подсмотрел» в собственной жизни. Его жена говорила: «Лёня мне и в ухаживаниях, и в семейной жизни очень напоминал Шурика из своей «Кавказской пленницы». Невероятно скромный, добрый... 

Когда Леня ухаживал за мной, то провожал пешком от Сельскохозяйственной выставки до Гагаринского переулка на Арбате, где я жила. Это и был тогда настоящий Шурик – в очках, с книжкой. Он мне что-то все время увлеченно рассказывал, читал стихи, как Шурик в новелле «Наваждение» из «Операции «Ы». Леня очень любил Ярослава Смелякова и стихотворение «Хорошая девочка Лида» читал на вступительных экзаменах во ВГИК… В его картинах зашифрована его и наша жизнь! Вот героя он назвал Шуриком – это имя Лениного брата, но он дал ему свой характер и свое мироощущение». Когда Нина Гребешкова подвозила на своей машине в булочную Татьяну Пельтцер, родилась фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят!», которую позже Гайдай включил в комедию «Бриллиантовая рука». А однажды во время спора с мужем Нина воскликнула: «Так и хочется устроить скандал!». Эту фразу режиссер «подарил» главной героине фильма «Иван Васильевич меняет профессию».



Последняя работа актрисы – в фильме *Экипаж*, 2016 




Заслуженная артистка России Нина Гребешкова

Нина Гребешкова никогда не считала себя невостребованной актрисой – и после смерти мужа она продолжала сниматься в фильмах и сериалах. Кроме того, актриса говорила, что очень счастлива от того, что всю жизнь прожила в единственном браке с любимым человеком. В свободное от съемок время она с удовольствием занималась дачей и посвящала себя заботам о дочери и внучке. 



Актриса Нина Гребешкова |


Комментариев нет:

Отправить комментарий