понедельник, 21 мая 2018 г.

Как в Чечне воевали бронепоезда

Одним из старейших отечественных средств ведения боевых действий с конца девятнадцатого века, как в России, так и в Европе являлись бронепоезда. В годы Гражданской войны они оказали неоценимую услугу большевикам во время борьбы с многочисленными бандами, орудовавшими вдоль железных дорог юга страны. Активно бронепоезда применялись во время Великой Отечественной войны, вспомнили о них и во время чеченских компаний.


Все новое, хорошо забытое старое

К моменту начала боевых действий в Чечне в 1994 году, оставшиеся несколько бронепоездов российской армии давно стояли на запасных путях. Тем не менее, войска испытывали серьезную потребность в охране железнодорожных составов, ведущих ремонтные работы на поврежденных боями участках железнодорожных путей. В этой ситуации военные вынуждены были самостоятельно создавать аналоги бронепоездов из обычных железнодорожных составов. Как правило, их использовали на перегоне Грозный-Назрань. Первый подобный поезд появился в Чечне уже в декабре 1994 года. В начале и конце состава находилось по нескольку платформ с ремкомплектом для восстановления железнодорожных путей. На отдельных грузовых платформах были установлены два БМП, способные вести огонь, в случае на падения на железнодорожный состав бандитов. Кроме того в составе поезда находились вагоны, на которых были оборудованы хорошо защищенные шпалами и мешками с песком огневые точки. Данный поезд фактически являлся железнодорожной крепостью с помощью, которой можно было выявлять заминированные участки железнодорожного полотна, перевозить личный состав, боеприпасы и ГСМ к месту боев.


Боевые задачи для спецпоездов

Несмотря на активное использование оснащенных защищенными мешками с песком огневыми точками поездов во время двух чеченских компаний, назвать их полноценными бронепоездами можно было с большой натяжкой. В то же время, как утверждали военнослужащие железнодорожных войск, это были спецпоезда оснащенные разного рода вооружением. Тем не менее, учитывая выполняемые ими функции, по своей сути это были самые настоящие бронепоезда. В их задачи входило разминирование и охрана отдельных веток железнодорожных путей. Под прикрытием данных составов осуществлялось сопровождение военных эшелонов на особенно опасном участке Моздок-Гудермес-Ханкала. В случае необходимости на спецпоездах осуществлялся выезд ремонтных бригад для восстановления поврежденных боями или взрывами мин участков железнодорожных путей. Со временем, заслужив уважение у военнослужащих, данные поезда обрели собственные имена: «Амур», «Байкал», «Терек», «Дон» и «Казбек». База специальных поездов располагалась в Ханкале, а на боевые задания и на дежурства они выезжали строго по графику.

Как собрать бронепоезд

Большинство из читателей, кто вырос в Советском Союзе по фильмам о Гражданской войне, прекрасно знают, как выглядят полноценные бронепоезда. Спереди и сзади бронепоезда для охраны от мин и завалов путей следуют несколько платформ с мешками песка. Движущей силой бронепоезда является защищенный броней паровоз с несколькими бронированными пассажирскими вагонам в окружении платформ с установленными на них артиллерийскими орудиями и пулеметными гнездами. Специальные поезда, применяемые в Чечне, не сильно отличались от описанных выше образцов вооружения. К тепловозу крепилось несколько платформ с установленными на них танками Т-62 или БМП-2, в зависимости от того, какое вооружение было под рукой. В стенах пассажирских вагонов делали отверстия для ведения огня из личного оружия, а на крышах устанавливали пулеметы. В центре состава располагалось несколько обычных пассажирских вагонов с укрепленными изнутри мешками с песком для перевозки личного состава и боеприпасов. Спереди и сзади состава находились грузовые платформы со специальным балластом из шпал для страховки от мин, заложенных на путях. Несмотря на свое, фактически кустарное производство, данные спецпоезда являлись грозным оружием, неоднократно выручая российских военнослужащих в критических ситуациях во время ведения боевых действий на территории Чечни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий