суббота, 19 мая 2018 г.

Кинопровокации Алексея Балабанова: Почему создателя «Брата» обвиняли в национализме и жестокости



Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов
5 лет назад, 18 мая 2013 г., на 55-м году жизни скончался известный российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов. Его называли одним из главных провокаторов отечественного кино: его фильмы часто шокировали и вызывали неоднозначную реакцию в обществе. В чем только ни обвиняли режиссера – в неполиткорректности, национализме, ксенофобии, «чернухе» – но одно было бесспорным: он был новатором, не заигрывал с публикой и создал неповторимый «балабановский» стиль, благодаря которому его фильмы завоевали немало наград на международных кинофестивалях.



Алексей Балабанов в молодости 

Алексей Балабанов родился и вырос в Свердловске (Екатеринбурге), окончил Горьковский педагогический институт по специальности «переводчик», после чего его призвали в армию. В течение двух лет службы он летал в страны Азии и Африки и участвовал в войне в Афганистане. Этот опыт позже нашел отражение во многих его фильмах, прежде всего в самом тяжелом для восприятия «Грузе 200».



Алексей Балабанов в молодости | Фото: 24smi.org


После службы Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Как раз в это время в Свердловске происходит расцвет андерграундной культуры, которая оказала на режиссера большое влияние. Он был знаком с участниками культовой группы «Наутилус Помпилиус» и снял их в своем первом фильме. Их музыка стала важной составляющей эстетики Балабанова и создавала неповторимую атмосферу его фильмов.



Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов | Фото: 24smi.org




Режиссер за работой | Фото: 24smi.org


В 1990 г. Балабанов переехал в Санкт-Петербург, где спустя 2 года вместе с продюсером Сергеем Сельяновым основал кинокомпанию «СТВ». В 1997 г. режиссер получил всемирное признание, когда его фильм «Брат» завоевал Гран-при на «Кинотавре» и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. Героя Сергея Бодрова называли героем поколения конца 1990-х гг., но фильм заслужил не только хвалебные отклики: из-за неприязни главного героя к иностранцам режиссера обвинили в ксенофобии и национализме. 



Кадр из фильма *Про уродов и людей*, 1998 | Фото: kino-teatr.ru




Кадр из фильма *Брат*, 1997 | Фото: kino-teatr.ru


Его фильмы не раз провоцировали скандалы в обществе и получали негодующие отзывы, но все они становились культовыми на постсоветском пространстве. «Брат» и «Брат-2» называют памятником эпохи 1990-х гг. А на упреки в национализме режиссер отвечал: «Почему я должен в фильме этого не показывать, если это правда? Как может кино развить национальную рознь? Она либо есть, либо ее нет… Я кино делаю, а люди пусть что хотят, то и говорят». Балабанов был категорически против миграции, часто повторяя: «Где родился, там и пригодился». Но сам себя он считал не националистом, а патриотом.



На съемках фильма *Брат* | Фото: ria.ru


После выхода фильма «Война» снова разгорелся скандал: Балабанова обвинили в неполиткорректности в отражении войны в Чечне. Фильм «Груз 200» сняли с проката во многих городах страны из-за обилия сцен насилия. Режиссера назвали «чернушником», а он так объяснял свою позицию: «Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране – момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».



Кадр из фильма *Груз 200*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru


Режиссер не старался угодить публике и не боялся показывать изнанку общества во всей ее неприглядности. Из-за этого его называли «певцом повседневности». Пересказать сюжет фильмов Балабанова сложно – их нужно смотреть. Режиссер говорил: «Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать – я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф – это такое великое искусство, которое, как воздух, необходимо народу».



Кадр из фильма *Мне не больно*, 2006 | Фото: kino-teatr.ru




Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов | Фото: kino-teatr.ru


У Балабанова были свои методы работы с актерами и особенный подход к съемкам. Главное, о чем он их просил на съемочной площадке, – «не играть» и «не перетопить», то есть оставаться в кадре максимально естественными и не демонстрировать фальшивых эмоций. Часто он приглашал непрофессиональных или начинающих актеров, чтобы получить максимально достоверную реакцию: «Я хочу, чтобы все было настоящее. Чтобы люди поверили». Наверное, именно поэтому любимым актером Балабанова стал Сергей Бодров-младший: «Он обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве».



Режиссер культовых фильмов *Брат* и *Брат-2* Алексей Балабанов | Фото: kino-teatr.ru




Режиссер на съемках фильма *Жмурки* | Фото: 24smi.org


Виктор Сухоруков вспоминал, как на съемках фильма «Счастливые дни» режиссер заставлял его ходить в ботинках на полразмера меньше: «Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут...» А он: «Ничего-ничего, потерпи...» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались». Его любимой присказкой на площадке была фраза: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!»



Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов | Фото: uznayvse.ru


С некоторыми актерами Балабанов не только сотрудничал на протяжении многих лет, но и налаживал тесные дружеские контакты. Близкими друзьями для него стали Виктор Сухоруков, вместе с которым режиссер с супругой какое-то время жили в одной квартире, и Сергей Бодров-младший, ставший его главным открытием. Преждевременная трагическая гибель актера в 2002 г. стала для Балабанова таким потрясением, что он долгое время не мог прийти в себя и злоупотреблял спиртным. Его жена Надежда рассказывала: «Жизнь после этого была очень странная. Мы не спали вообще… Леша начал пить. Причем по-страшному. Мне сказали, чтобы я не вмешивалась, потому что он должен «отпить свое», иначе ему не прийти в себя. У Леши началась внутренняя трагедия, что это должен был быть он, потому что Сережа был святой, был очень хорошим человеком, а Леша считал себя плохим человеком».



Режиссер с женой | Фото: peoples.ru


В 2012 г. у режиссера обнаружили онкологическое заболевание. Он знал о том, что ему осталось немного, и, по словам знакомых, старался завершить все дела. 18 мая 2013 г. Алексей Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности. Режиссер Виталий Мельников о нем говорил: «Он постоянно бросал вызов себе и зрителю. Он хотел, чтобы зрители задумывались, задумывались и задумывались. Он был беспощаден к себе и к зрителям. И прав был, наверное, потому что в этом задача художника. Наверное, поэтому так быстро и ушел».



Режиссер культовых фильмов *Брат* и *Брат-2* Алексей Балабанов


Комментариев нет:

Отправить комментарий