понедельник, 29 февраля 2016 г.

15 малоизвестных фактов об одном из самых узнаваемых и скандальных портретов Ван Гога


«Портрет доктора Гаше» - одна из самых известных и узнаваемых работ голландского художника Винсента Ван Гога. Но именно эта картина овеяна пеленой тайны и интригами. В нашем обзоре мы собрали малоизвестные и занимательно-удивительные факты о создании этого всемирно известного портрета.


1. Существуют 2 практически одинаковых портрета


Портрет доктора Гаше. Второй вариант.

Оба называются "Портрет доктора Гаше", а мужчина на них изображен в одинаковом костюме, с одинаковым меланхолическим выражением лица и в одной позе — оперев голову на руку. Тем не менее, на картинах частично различный реквизит. Также полотна практически идентичного размера (67 х 56 см), и они оба были написаны в 1890 году, в последний год жизни Ван Гога.


2. Ванг Гог надеялся заработать на первом Портрете доктора Гаше.


Портрет доктора Гаше. Первый вариант.

Хотя сегодня Ван Гог считается одним из самых знаковых художников, он продал всего две картины в течение своей жизни. Художник надеялся, что картина человека, известного в мире искусства, может принести ему деньги и дальнейшие заказы.


3. Ван Гог также сделал гравюру-офорт врача, изображенного на картине


Гравюра-офорт врача.

Примерно в то же время, когда он завершил две картины, Ван Гог также сделал аналогичную гравюру на меди с рисунком, протравленным кислотой. Есть 61 известных оттиска этого офорта, из которых 14 , как полагают, принадлежат самому Ван Гогу. Считается, что остальные оттиски были созданы после его смерти. Оригинальная медная гравюра сейчас находится в коллекции Музея Орсе.


4. Ван Гог был доволен своим первым портретом


Автопортрет Винсента Ван Гога.

В письме к Тео он заявил: "Я сделал портрет Гаше с меланхоличным выражением лица, которое вполне может показаться кому-то гримасой. Печальное, но спокойное и умное выражение объединяет в себе по сути несколько портретов одного человека".


5. Доктор Гаше был не просто моделью для картины художника


Церковь в Овере.

Он также был его лечащим врачом. Поклонник импрессионизма, Поль-Фердинанд Гаше был художником- любителем, который был лично знаком с Полем Сезанном, Камилем Писсарро, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. По профессии он был врачом, который верил в силу гомеопатии и интересовался хиромантией.

После того, как Ван Гог покинул психиатрическую лечебницу, его брат Тео оставил Ван Гога под опекой Гаше. Ван Гог переехал в Овер-сюр-Уаз, северо - западный пригород Парижа, где Гаше присматривал за ним в последние месяцы художника.


6. Некоторые люди обвиняют Гаше в смерти Ван Гога


Гаше обвиняли в недостаточной психиатрической помощи Ван Гогу.

Считалось, что поскольку Гаше имеет хорошую репутацию и знаком с многими художниками, он должен "спасти Ван Гога от его внутренних демонов". Но оба мужчины проиграли эту битву 27 июля 1890 года, когда художник покончил с собой, выстрелив из револьвера себе в грудь (умер он через два дня после этого). Некоторые обвиняли Гаше в недостаточной психиатрической помощи Ван Гогу, а другие считали, что врач нерегулярно беседовал с пациентом.

Но стоит отметить, что, когда жандармы попытались допросить смертельно раненого художника, то Ван Гог заявил : "Это мое тело мое и я волен делать с ним, что угодно. Не обвиняйте никого, это я сам хотел совершить самоубийство".


7. Доктор Гаше позировал и для других художников


Эмиль Бернар также написал портрет Гаше.

Амбруаз Детре, Норберт Гёнётт и Эмиль Бернар также написали портреты Гаше. Шарль Леандр сделал на него карикатуру, а Поль Сезанн написал картину "Дом доктора Гаше в Овере".


8. Во время работы Ван Гог черпал вдохновение в другой картине


Тассо в темнице.

Представляя то, как будет выглядеть портрет, и находясь в это время под наблюдением врача, Ван Гог попросил в письме своего брата привезти ему копию картины Эжена Делакруа "Тассо в темнице".


9. Отношения Ван Гога с Гаше были довольно нестабильными


Автопортрет Ван Гога.

В письмах к своему брату, Винсент попеременно писал, что он "нашел в докторе настоящего друга и даже что - то вроде нового брата" и "я думаю, что мы вообще не должны рассчитывать на доктора Гаше вообще. Он даже более безумен, чем я".


10. Портреты Гаше были созданы в очень плодотворный период для Ван Гога


Кукурузное поле.

В последние 70 дней своей жизни Ван Гог, как полагают, создал 70 картин, в том числе портреты доктора Гаше, "Церковь в Овере" и "Кукурузное поле". Точное число картин находится под сомнением.


11. Некоторые критики считают, что "Портрет доктора Гаше" - подделка


Подлинность обоих портретов доктора Гаше поставлена под сомнение.

В конце 1990-х годов среди искусствоведов и историков возникла теория, что некоторые из картин Ван Гога, написанных им в последние дни жизни, были на самом деле написаны Гаше. Подлинность обоих портретов доктора Гаше была поставлена под сомнение, а некоторые люди предполагают, что они на самом деле являются автопортретами.


12. Один из портретов побил рекорды на аукционе


Портрета доктора Гаше был продан за $ 82,5 млн.

Всего за три минуты на аукционе Christie оригинал "Портрета доктора Гаше" с подписью Ван Гога был продан за $ 82,5 млн. При этом был установлен новый рекорд суммы, заплаченной за картину.


13. Угроза уничтожения оригинала картины возмутила мир искусства


Угроза кремации.

Когда 74-летний японский бизнесмен Риоеи Сайто приобрел "Портрет доктора Гаше" на аукционе, он заявил: "Это мой принцип — получать то, что я хочу, несмотря во сколько денег это обойдется". Но позже весь мир возмутил тот факт, что японец написал в завещании, чтобы картину кремировали с ним после его смерти. После разгоревшегося международного скандала, Сайто признался, что его заявление было неудачной шуткой.


14. Предполагаемая подделка экспонируется в Париже


Mузей Орсе.

Многие работы из богатой коллекции импрессионизма искусства, принадлежащей Гаше, были переданы в дар Mузею Орсе. Второй "Портрет доктора Гаше" выставлен именно в этом музее. Примечательно, что эта картина не подписана Ван Гогом.


15. Музей пытался убедить скептиков


Попытки доказать подлинность.

Музей Орсе надеялся доказать раз и навсегда скептикам подлинность картины, подвергнув ее инфракрасному сканированию и химическому анализу. Но этого оказалось мало.
Источник: 

Самые темпераментные народы в мире


«Горячий темперамент» некоторых народов - не фантазия путешественников, а вполне конкретная национальная черта, о которой нельзя забывать. Мы расскажем о том, какие народы не скрывают своих эмоций, и как стоит себя вести рядом с ними.

Итальянцы

Итальянцы – прирожденные актеры, а вся их жизнь – сплошная игра. Как пишет Мартин Солли, автор книги «Эти странные итальянцы», они всегда на публике, меняются лишь декорации и зрители: семья, коллеги, друзья, туристы… Обаятельные и страстные, люди которым повезло жить в «la bella Italia» - именно такими считают себя итальянцы и такими хотят выглядеть в глазах иностранцев. А еще они очень эмоциональные и с точки зрения северных людей, совершенно несдержанны. Личное пространство в Италии – понятие весьма относительное и подвижное. Хорошо настроенный к вам итальянец не будет стесняться своих чувств. После пяти минут знакомства он может уже похлопывать вас по плечу, по-дружески обнимать и целовать. Или, напротив, обмениваться с вами критическими замечаниями на самых нецензурных ругательствах, коими богат итальянский язык. Сдержанность и условности у итальянцев отброшены назад, замененные особым итальянским «свойством натуры»: живостью и эмоциональностью.



Турки

Как пишет один русский этнолог Д.Е. Еремеев: «турки – южане и темперамент у них южный». Правда, намного более спокойный, чем у итальянцев. Они не суетливы, не болтливы и предпочитают избегать излишней жестикуляции, к которой неизменно прибегают жители Аппенинского полуострова. Но спящий вулкан легко разбудить, особенно если речь идет об уязвленном самолюбии. Например, когда в турецком парламенте идут дебаты по наболевшим вопросам, депутаты и-за одного неосторожного слова могут сорваться с мест и накинуться с кулаками на своих оппонентов. Как пишет Еремеев, драка охватывает весь зал в один миг. Летят книги, портфели, скамьи. А через минуту-две все затихает и работа продолжается.

«Турок – соткан из противоречий» - утверждает аналитик Дэвид Хотман.

В его душе уживаются гордость и комплекс неполноценности, безразличие к мнениям о нем других и абсолютная непереносимость критики в свой адрес, видимое спокойствие и невероятная вспыльчивость. Внешне они могут быть безмятежными и неторопливыми, но если есть причины для гнева – их не сдержать. Вспыльчивость, присущая всем тюркским народам часто становится причиной ссор, драк и поножовщины.


Мексиканцы

Чертами характера, в том числе и темпераментом мексиканцы очень схожи с испанцами, которые во время колонизации смешались с местным населением Центральной Америки. Это гордый народ, представители которого могут вспылить без всякой причины. Для мексиканцев также характерно почти полное отсутствие личного пространства – сразу после знакомства, они будут стремиться сократить разделяющую вас дистанцию до расстояния вытянутой руки или захотят положить вам руку на плечо. Не стоит при этом уклонятся от их прикосновений, для мексиканцев это будет означать неприязнь, а этого в свой адрес они никогда не простят. В остальном мексиканцы очень дружелюбные люди, чье гостеприимство славится не меньше их горячности.

Гурийцы


Говоря о темпераментных народах нельзя не упомянуть грузин, среди которых выделяются гурийцы, населяющие сегодня исторический край Гурию на Западе Грузии. Еще в начале XX века русские этнографы отмечали их вспыльчивость, которая нередко приводила к кровавым расправам. Как писал в 1906 году доктор медицины Э.В. Эриксон:

«Гурийцы гораздо вспыльчивее и раздражительнее грузин и даже имеретин, самолюбие у них выражено сильнее, при этом они смелы, храбры и хитры».

Он называет их поэтами в душе, которые живут скорее эмоциями и страстями, нежели холодной рассудительностью.

Сегодня гурийцы - немногочисленный народ, живущий в Ланчхутском, Озургетском и Чохатаурском районах Грузии. Несмотря на низкие социальные условия они настоящие патриоты своего края, уверенные в собственной национальной исключительности, которую точно не стоит подвергать сомнению.

источник

воскресенье, 28 февраля 2016 г.

10 самых старых зданий в мире, которые до сих пор используются


Старые постройки по всему миру готовы и дальше служить человеку, выполняя своё изначальное предназначение или меняясь в угоду современным потребностям.


Доминиканская церковь в Голландии


Доминиканская церковь в Голландии (вид с улицы)

В 1280 году усилиями доминиканских монахов в голландском городе Маастрихте был построен собор. На протяжении двух столетий он выполнял свои функции, а затем был закрыт. Позже имущество перешло в собственность городских властей.

На территории храма в разное время размещали склад велосипедов и гараж для автомобилей, устраивали выставки рептилий и бойцовские поединки, а накануне Рождества открывали собор для ярмарочных торговцев.

В 2007 году здание было выкуплено руководством мировой книжной сети «Selexyz», и теперь в древних стенах обосновался уникальный книжный магазин. По условиям договора архитекторам запрещалось менять внутренние интерьеры – работы нужно было провести «без единого гвоздя». С задачей они справились потрясающе!


Доминиканская церковь в Голландии (вид изнутри)


«Ферма короля» на Фарерских островах

Когда был построен самый старый из сохранившихся до наших дней деревянный дом, точно неизвестно. Предположительно - в XI веке. Поскольку на островах нет лесов, вполне возможно, что постройка была перевезена из другого места. В начале XI века в ней размещалась резиденция епископа и духовная семинария.

Дом не только прекрасно сохранился, но и полностью пригоден для проживания. С середины XVI века вместе с землей его арендует у властей семья Патерссон. «Ферма короля» стала их родовым имением, в котором выросло уже 17 поколений.



Отель «Хёши» в Японии


Отель «Хёши» в Японии

Старейший в Японии отель «Хёши» принял первых постояльцев в 717 году н.э. Он находится в пригороде Коматсу.

Сменилось почти 50 поколений семьи, управляющей отелем, но бизнес, видимо, оказался настолько успешным, что назначение здания не изменилось. В нем по-прежнему находится гостиница с традиционным для Японии набором услуг: ночлегом и спа-процедурами в лечебных источниках. Стоимость номера – 300 евро в сутки.




«Школа Пифагора» в Британии


Школа Пифагора в Британии

Единственное нерелигиозное здание Кембриджа является еще и самым старым. Оно было построено до открытия Кембриджского университета в начале XIII века. Сохранились свидетельства, что в середине XIII века в особняке жил первый градоначальник Кембриджа. Сегодня оно является частью университета и в нем проходят студенческие спектакли.


«Погребок монастыря Святого Петра» в Австрии


«Погребок монастыря Святого Петра» в Австрии

Владельцы старейшего европейского ресторана уверяют, что «Погребок Святого Петра» в Зальцбурге упоминается в летописях 803 года н.э. Как и много веков назад, заведение располагается на территории монастыря. В XVIII веке интерьеры были переделаны в соответствии с популярным в те времена стилем барокко. По легенде отведать хорошего пива сюда заходил сам Моцарт. Сегодня гостей угощают манным штруделем и жареным каплуном в портвейной глазури.


«Девичья башня» в Эстонии


"Девичья башня" в Эстонии

Первое упоминание о крепостной башне «Нейтситорн» встречается в летописях 1373 года. По легенде, название башня получила из-за первоначального назначения — в ней содержались дамы легкого поведения.

На своем веку сооружение повидало достаточно. В нем располагалась тюрьма, потом башню превратили в обычный жилой многоквартирный дом. В 2012 году здание отреставрировали. Сегодня в нем обрела свой дом популярнейшая в городе кофейня.


Библиотека в Чехии


Национальная библиотека в Праге

Национальная библиотека в Праге функционирует с 1366 года. Ее постоянными читателями являются 60 тысяч человек, а количество посетителей в год превышает миллион. Библиотека считается одним из старейших собраний рукописей, при этом она удостоена международной премии «Память мира» как пионер в оцифровке древних манускриптов.




Мельница в Нидерландах


Мельница в Нидерландах

Построенная в 1630 году ветряная мельница находится в пригороде Эде. Это старейшее в Европе здание подобного назначения, на котором силами волонтеров до сих пор зерно превращается в отличную муку.


Парикмахерская в Британии

На протяжении двух столетий клиентами лондонской парикмахерской «Труфитд энд Хилл» на Сент-Джеймс становились члены королевской фамилии, Диккенс, Байрон, Уайльд, Черчилль, Хичкок. Небольшая цирюльня была открыта в 1805 году, а к 1930-м она превратилась в империю с мировым именем. По-прежнему в старом здании можно побриться, а среди стоящих на полках пузырьков - выбрать лучший лосьон.



Церковь «Ильи на Славне» в России


Церковь «Ильи на Славне» в России

Первое летописное упоминание церкви «Ильи на Славне» в Великом Новгороде датируется 1105 годом. Тот деревянный храм погиб в пожаре, но к 1202 году горожане заново отстроили его из камня. Правда, и это здание не уцелело, зато сохранился фундамент, на котором в XV веке выросли стены новой церкви – точной копии XII века. До Великой Отечественной войны церковь использовалась горожанами по назначению, а после – превращалась то в овощной склад, то в коммунальные квартиры, то в реставрационные мастерские. Несмотря на удручающее состояние дома, который входит в список культурного наследия ЮНЕСКО, здесь по-прежнему живут люди.

источник

Поппер против Фрейда


Многие знают, что один из крупнейших и авторитетнейших философов науки ХХ века – Карл Раймунд Поппер – считал психоанализ лженаучным. Но мало кто знает, что во многом именно размышления над несостоятельностью психоанализа как науки привели Поппера к формулировке его знаменитого принципа фальсификационизма.

Не упустим же шанса соприкоснуться с работой великого мыслителя и познакомимся с тем, как он сам рассказывает (в книге под названием «Предположения и опровержения. Рост научного знания») о ходе своих размышлений:

«…я решил сделать то, чего никогда не делал прежде, а именно рассказать вам о своей работе в области философии науки начиная с осени 1919 года, когда я впервые начал искать ответ на опрос о том, «когда теорию можно считать научной?», или по-иному — «существует ли критерий научного характера или научного статуса теории?»

В то время меня интересовал не вопрос о том, «когда теория истинна?», и не вопрос, «когда теория приемлема?» Я поставил перед собой другую проблему. Я хотел провести различие между наукой и псевдонаукой...

Мне был известен, конечно, наиболее распространенный ответ на мой вопрос: наука отличается от псевдонауки - или от «метафизики» - своим эмпирическим методом, который по существу является индуктивным, то есть исходит из наблюдений или экспериментов. Однако такой ответ меня не удовлетворял. В противоположность этому свою проблему я часто формулировал как проблему разграничения между подлинно эмпирическим методом и неэмпирическим или даже псевдоэмпирическим методом, то есть методом, который, хотя и апеллирует к наблюдению и эксперименту, тем не менее не соответствует научным стандартам. Пример использования метода такого рода дает астрология с ее громадной массой эмпирического материала, опирающегося на наблюдения - гороскопы и биографии.

Однако не астрология привела меня к моей проблеме, поэтому я коротко опишу ту атмосферу, в которой она встала передо мной, и те факты, которые в тот период больше всего интересовали меня. После крушения Австро-Венгрии в Австрии господствовал дух революции: воздух был полон революционных идей и лозунгов, новых и часто фантастических теорий. Среди интересовавших меня в ту пору теорий наиболее значительной была, без сомнения, теория относительности Эйнштейна. К ним же следует отнести теорию истории Маркса, психоанализ Фрейда и так называемую «индивидуальную психологию» Альфреда Адлера.

Немало общеизвестных глупостей высказывалось об этих теориях, и в особенности о теории относительности (что случается даже в наши дни), но мне повезло с теми, кто познакомил меня с этой теорией. Все мы — тот небольшой кружок студентов, к которому я принадлежал, - были взволнованы результатом наблюдений Эддингтона, который в 1919 году получил первое важное подтверждение эйнштейновской теории гравитации. На нас это произвело огромное впечатление и оказало громадное влияние на мое духовное развитие.

Три других упомянутых мной теории также широко обсуждались в то время среди студентов. Я лично познакомился с Адлером и даже помогал ему в его работе среди детей и юношей в рабочих районах Вены, где он основал клиники социальной адаптации.

Летом 1919 года я начал испытывать все большее разочарование в этих трех теориях — в марксистской теории истории, психоанализе и индивидуальной психологии, и у меня стали возникать сомнения в их научном статусе. Вначале моя проблема вылилась в форму простых вопросов: «Что ошибочного в марксизме, психоанализе и индивидуальной психологии?», «Почему они так отличаются от физических теорий, например, от теории Ньютона и в особенности от теории относительности?»

Для пояснения контраста между этими двумя группами теорий я должен заметить, что в то время лишь немногие из нас могли бы сказать, что они верят в истинность эйнштейновской теории гравитации. Это показывает, что меня волновало не сомнение в истинности трех других теорий, а нечто иное. И даже не то, что математическая физика казалась мне более точной, чем теории социологии или психологии. Таким образом, то, что меня беспокоило, не было ни проблемой истины — по крайней мере в то время, — ни проблемой точности или измеримости. Скорее я чувствовал, что эти три другие теории, хотя и выражены в научной форме, на самом деле имеют больше общего с примитивными мифами, чем с наукой, что они в большей степени напоминают астрологию, чем астрономию.

Я обнаружил, что те из моих друзей, которые были поклонниками Маркса, Фрейда и Адлера, находились под впечатлением некоторых моментов, общих для этих теорий, в частности под впечатлением их явной объяснительной силы. Казалось, эти теории способны объяснить практически все, что происходило в той области, которую они описывали. Изучение любой из них как будто бы приводило к полному духовному перерождению или к откровению, раскрывающему наши глаза на новые истины, скрытые от непосвященных. Раз ваши глаза однажды были раскрыты, вы будете видеть подтверждающие примеры всюду: мир полон верификациями теории. Все, что происходит, подтверждает ее. Поэтому истинность теории кажется очевидной и сомневающиеся в ней выглядят людьми, отказывающимися признать очевидную истину либо потому, что она несовместима с их классовыми интересами (защитный прием марксистов (примечание мое – АН)), либо в силу присущей им подавленности, непонятой до сих пор и нуждающейся в лечении (защитные приемы фрейдистов и адлерианцев (примечание мое – АН)).

Наиболее характерной чертой данной ситуации для меня выступает непрерывный поток подтверждений и наблюдений, «верифицирующих» такие теории. Это постоянно подчеркивается их сторонниками. Сторонники психоанализа Фрейда утверждают, что их теории неизменно верифицируются их «клиническими наблюдениями». Что касается теории Адлера, то на меня большое впечатление произвел личный опыт. Однажды в 1919 году я сообщил Адлеру о случае, который, как мне показалось, было трудно подвести под его теорию. Однако Адлер легко проанализировал его в терминах своей теории неполноценности, хотя даже не видел ребенка, о котором шла речь. Слегка ошеломленный, я спросил его, почему он так уверен в своей правоте. «В силу моего тысячекратного опыта», — ответил он. Я не смог удержаться от искушения сказать ему: «Теперь с этим новым случаем, я полагаю, ваш тысячекратный опыт, по-видимому, стал еще больше!»

При этом я имел в виду, что его предыдущие наблюдения были не лучше этого последнего – каждое из них интерпретировалось в свете «предыдущего опыта» и в то же время рассматривалось как дополнительное подтверждение. Но, спросил я себя, подтверждением чего? Только того, что некоторый случай можно интерпретировать в свете этой теории. Однако этого очень мало, подумал я, ибо вообще каждый мыслимый случай можно было бы интерпретировать в свете или теории Адлера, или теории Фрейда. Я могу проиллюстрировать это на двух существенно различных примерах человеческого поведения: поведения человека, толкающего ребенка в воду с намерением утопить его, и поведения человека, жертвующего жизнью в попытке спасти этого ребенка. Каждый из этих случаев легко объясним и в терминах Фрейда, и в терминах Адлера. Согласно Фрейду, первый человек страдает от подавления (скажем, Эдипова) комплекса, в то время как второй — достиг сублимации. Согласно Адлеру, первый человек страдает от чувства неполноценности (которое вызывает у него необходимость доказать самому себе, что он способен отважиться на преступление), то же самое происходит и со вторым (у которого возникает потребность доказать самому себе, что он способен спасти ребенка). Итак, я не смог бы придумать никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на основе каждой из этих теорий. И как раз этот факт – что они со всем справлялись и всегда находили подтверждение – в глазах их приверженцев являлся наиболее сильным аргументом в пользу этих теорий. Однако у меня зародилось подозрение относительно того, а не является ли это выражением не силы, а, наоборот, слабости этих теорий?

С теорией Эйнштейна дело обстояло совершенно иначе. Возьмем типичный пример – предсказание Эйнштейна, как раз тогда подтвержденное результатами экспедиции Эддингтона. Согласно теории гравитации Эйнштейна, тяжелые массы (такие, как Солнце) должны притягивать свет точно так же, как они притягивают материальные тела. Произведенные на основе этой теории вычисления показывали, что свет далекой фиксированной звезды, видимой вблизи Солнца, достиг бы Земли по такому направлению, что звезда казалась бы смещенной в сторону от Солнца, иными словами, наблюдаемое положение звезды было бы сдвинуто в сторону от Солнца по сравнению с реальным положением. Этот эффект обычно нельзя наблюдать, так как близкие к Солнцу звезды совершенно теряются в его ослепительных лучах. Их можно сфотографировать только во время затмения. Если затем те же самые звезды сфотографировать ночью, то можно измерить различия в их положениях на обеих фотографиях и таким образом проверить предсказанный эффект.

В рассмотренном примере производит впечатление тот риск, с которым связано подобное предсказание. Если наблюдение показывает, что предсказанный эффект определенно отсутствует, то теория просто-напросто отвергается... Такая ситуация совершенно отлична от той, которую я описал ранее, когда соответствующие теории (марксизм, психоанализ, индивидуальная психология (примечание мое – АН)) оказывались совместимыми с любым человеческим поведением и было практически невозможно описать какую-либо форму человеческого поведения, которая не была бы подтверждением этих теорий» [1, с. 240-244].

А вот еще один занимательный пассаж Поппера, относящийся к психоаналитическим теориям:

«психоаналитические теории… являются непроверяемыми и неопровержимыми теориями. Нельзя представить себе человеческого поведения, которое могло бы опровергнуть их… это означает, что те «клинические наблюдения», которые, как наивно полагают психоаналитики, подтверждают их теорию, делают это не в большей степени, чем ежедневные подтверждения, обнаруживаемые астрологами в своей практике. Что же касается описания Фрейдом Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид), то оно по сути своей не более научно, чем истории Гомера об Олимпе» [1, с. 246-248].

А вот, что Поппер пишет собственно об упомянутых «клинических наблюдениях»:

««Клинические наблюдения», подобно всем другим наблюдениям, являются интерпретациями в свете теорий, и только по этой причине их склонны рассматривать как подтверждения тех теорий, в рамках которых они интерпретируются. Однако действительное подтверждение можно получить только из тех наблюдений, которые были специально предприняты для проверки (с целью «опровержения» теории). Для этого должны быть заранее установлены критерии опровержения: следует договориться относительно того, какие наблюдаемые ситуации, если они будут действительно наблюдаться, означают, что теория опровергнута. Какого же рода клинические реакции могли бы в глазах психоаналитика опровергнуть не только отдельный его диагноз, но и психоанализ в целом? И обсуждались ли или согласовывались ли вообще когда-либо такие критерии психоаналитиками? Не существует ли, напротив, целая совокупность психоаналитических понятий, таких, как понятие «амбивалентность» (я не хочу сказать, что не существует такой вещи, как амбивалентность), которые сделали бы чрезвычайно трудным или даже невозможным соглашение относительно таких критериев? Более того, был ли достигнут какой-либо прогресс в исследовании вопроса о том, в какой степени ожидания (сознательные или бессознательные) и теории психоаналитиков влияют на «клинические реакции» их пациентов? (Не говоря уже о сознательных попытках повлиять на пациента, предлагая ему соответствующие интерпретации, и т. п.) Много лет тому назад я ввел термин «Эдипов эффект» для описания влияния теории, ожидания или предсказания на то событие, которое они предсказывают или описывают: вспомним, что каузальная цепь, которая в конце концов привела Эдипа к отцеубийству, началась с того, что оракул предсказал это событие. Это характерная и повторяющаяся тема такого рода мифов, однако она, по-видимому, не привлекла внимания психоаналитиков, и, может быть, не случайно. (Проблема подтверждающихся сновидений, поставленная представителями психоанализа, обсуждается Фрейдом …: «Если кто-нибудь утверждает, что большая часть сновидений, используемых в анализе... вызвана внушением [психоаналитика], то против этого нельзя возразить с точки зрения теории психоанализа. Однако этот факт, — неожиданно добавляет он, — никак не влияет на надежность наших результатов»)» [1, с. 247].

Кcтати, в свете таких открытых психологией феноменов как эффект Розенталя (эффект Пигмалиона), эффект подыгрывания экспериментатору (это мой перевод, исходный английский термин – demand characteristics – при дословном переводе на русский будет, на мой взгляд, неудобным) и др. предлагаемый Поппером термин «Эдипов эффект» приобретает новое звучание…

Автор: Александр Невеев

источник

10 невероятных фотографий без фотошопа

 
Посмотрите эту потрясающую подборку до конца: то, что происходит на фотографиях, кажется просто невероятным! Однако всё это правда: снимки были получены обычным путём, без обработки в фотошопе.


Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств


Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

Ни для кого не секрет, что творческие личности ища вдохновение, иногда не прочь принять пару тройку веселящих душу препаратов, для того, чтобы начать твoрить тaк, кaк никoгдa рaньшe. Ведь, по их мнению, именно благодаря наркотическим веществам, можно взглянуть на мир совершенно другими глазами. В ходе эксперимента, графический дизайнер Брайан Поллетт (Brian Pollett) решился на отчаянный шаг. На протяжении 20 дней, он ежедневно принимал новый наркотик и рисовал, то, что видел. Таким образом, автор решил показать воздействие того или иного наркотика на его мозг. В итоге, работы получились достаточно яркими и психоделическими…


День 1 - Бутилон



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 2 - Гаммагидроксибутират



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 3 - Кодеин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 4 - Тетрагидроканнабинол



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 5 - Алкоголь



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 6 - Оксид азота



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 7 - Кокаин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 8 - Псилоцибин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 9 - Метоцин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 10 - Попперс



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 11 - Диметилтриптамин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 12 - Эфир



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 13 - 25I-NBOMe



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 14 - Метоксетамин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 15 - Метилендиоксиметамфетамин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 16 - Амфетамин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 17 - Мескалин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 18 - Кетамин



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 19 - ЛСД



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

День 20 - Занятие любовью



Психоделические работы, созданные под воздействием наркотических средств. Автор: Брайан Поллетт (Brian Pollett).

Источник: