В сентябре 1999 года, после того как российская авиация в ходе восстановления конституционного порядка в Чечне нанесла по Грозному ракетно-бомбовые удары, Владимир Путин, будучи тогда премьер-министром РФ, пообещал беспощадно уничтожать террористов.
«Российские самолеты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту -- в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Все, вопрос закрыт окончательно», -- заявил он.
Что же предшествовало этим знаменитым словам: «мочить в сортире»? И к какому результату привели обещания В. В. Путина?
Предыстория
К 1999 году на территории Северного Кавказа действовала разветвленная экстремистская сеть, строившая планы создания единого мусульманского государства между Каспийским и Черным морями. Сотни приверженцев ваххабизма прошли школу подготовки в лагерях Хаттаба в Чечне. В ваххабитских мечетях и медресе открыто призывали поддержать мусульманское государство.
7 августа 1999 года отряды «Исламской международной миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба вторглись на территорию Дагестана.
Они опирались на вахаббитское подполье, которым руководил Багаутдин Кебедов, установивший тесные контакты с Хаттабом еще во время Первой Чеченской войны. В 1997-1998 годах в Чечне получили политическое убежище десятки дагестанских исламистов. Они воевали в рядах чеченских сепаратистов в годы Первой Чеченской и были активными участниками салафитского подполья в Дагестане. На деньги чеченских полевых командиров Кебедов сформировал несколько боевых отрядов. Все это было предпринято в рамках борьбы против «пророссийского» руководства Дагестана.
Было сформировано даже некое правительство в изгнании, названное Исламской шурой Дагестана. В апреле 1998 года в Грозном состоялся учредительный съезд Конгресса народов Ичкерии и Дагестана (КНИД), который возглавил Шамиль Басаев. Эта организация преследовала одну цель – «освобождение мусульманского Кавказа от российского ига». Именно под эгидой КНИД и была создана «Исламская международная миротворческая бригада», которой командовал Хоттаб.
Вторжение
7 августа 1999 года подразделения Исламской миротворческой бригады Басаева и Хаттаба численностью 500 боевиков вошли в Ботлихский район Дагестана и захватили ряд сел. Так началась операция «Имам Гази-Магомед». Через два дня «Исламская шура Дагестана» распространила декларацию «О восстановлении Исламского государства Дагестан». Шура объявила правительство республики Дагестан низложенным и сформировала Исламское правительство. Вторгшимся исламистам оказали противодействие федеральные силы. Особенно ожесточенные бои между ваххабитами и федеральными войсками (новороссийскими и ставропольскими десантниками) шли за высоту Ослиное ухо с 9 по 25 августа. Военно-воздушные силы произвели бомбардировку позиций боевиков в районе Гагатли и Анди. 16 августа Государственная Дума Российской федерации приняла постановление о том, что «вторжение незаконных вооруженных формирований с территории Чеченской Республики на территорию Республики Дагестан является особо опасной формой терроризма с участием иностранных граждан, направленной на отторжение Республики Дагестан от Российской Федерации».
К 24 августа Басаев был вынужден вывести свои отряды с территории Дагестана в Чечню. Однако, уже 5 сентября отряды чеченских боевиков Басаева и Хоттаба вновь вторгаются в Дагестан. Идут ожесточенные бои между ваххабитами и отрядами дагестанской милиции и федеральными войсками. 11 сентября Басаев вновь объявил о выводе исламистских боевиков с территории Дагестана. Он заявил, что моджахеды вошли в Дагестан, чтобы поддержать единоверцев, но после поражения ополченцев боевые действия более не имеют смысла. 15 сентября министр обороны доложил председателю правительства РФ В, В. Путину о том, что территория Дагестана освобождена от террористов.
Потери
По официальным данным, потери федеральных войск составили 279 убитых и 800 – раненых. Потери боевиков составили 2500 человек. Однако, потери этого эпизода боевых действий на Северном Кавказе не ограничились одними лишь военнослужащими. 4 сентября террористы взорвали жилой дом в Буйнакске. Этот взрыв стал началом серии взрывов жилых домов, осуществленных террористами в российских городах. Следующими стали трагедии в Волгодонске и Москве. В результате этих терактов погибли 307 человек, получили ранения 1700.
Именно в ходе пресс-конференции по поводу одного из этих взрывов, В. В. Путин, отдавший приказ о бомбовых ударах по Грозному, и произнес слова «мочить в сортире».
Комментариев нет:
Отправить комментарий