Имя Альбрехта Дюрера вот уже столько веков входит в пресловутую сотню самых гениальных людей в истории человечества. Он был великолепным мастером графики, непревзойденным живописцем своего времени, теоретиком искусства, а еще ученым, исследовавшим теории перспективы и геометрии, которые актуальны и на сегодняшний день. Портреты, принадлежащие кисти этого выдающегося художника, пользовались особой популярностью у знати и коронованных особ. Его называли немецким Леонардо да Винчи. Он так же был первый портретистом Позднего Средневековья, изобразившим себя в жанре автопортрета.
Автопортрет в 13-летнем возрасте.(1484).Автор: Альбрехт Дюрер.
А начиналось все с того, что отец Альбрехта Дюрера - ювелир, видевший в младшем сыне своего продолжателя, начал приобщать его к делу. К 13 годам Альбрехт-старший уже доверял сыну рисовать эскизы ювелирных украшений, которые сам затем и изготавливал. У сына была уверенная рука, был хорошо развит глазомер и чувство пропорций.
Как то взяв серебряный карандаш ювелира, который нельзя было подправить, и глядя в зеркало, Альбрехр нарисовал свой портрет, что было достаточно сложно, так как нужно было постоянно переводить взгляд, то на бумагу, то на зеркало. При этом не меняя положения головы и выражения лица. А закончив, подписал в верхней части рисунка: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». В те годы мальчуган даже не предполагал, что благодаря ему в европейском искусстве появится такой жанр как автопортрет.
«Это трогательное лицо с по-детски пухлыми щёчками и широко открытыми глазами, — описывает первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель Брион. — ... похожими на глаза хищной птицы, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице мальчика есть какая-то нерешительность и незавершённость, но нос и глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора, уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы».
Автопортрет с остролистом
Это самый первый автопортрет из трех, написанных маслом. Первый хранится в Лувре, второй - в Прадо (Мадрид), третий - в Старой пинакотеке Мюнхена.
С остролистом (1493). Автор: Альбрехт Дюрер.
В позднем Средневековье роль мужчины и женщины в брачном союзе строго подчинялись общественным традициям. Традиционно браки детей устраивали их родители. Поэтому Альбрехт-старший, выбрав для сына жену, просит в письме сына вернуться домой из Италии для того, чтобы заключить помолвку. По этому случаю молодой художник пишет свой автопортрет маслом и отправляет в Нюнберг, чтобы невеста по достоинству могла оценить завидного жениха. Их обвенчали когда Альбрехту исполнилось двадцать три года, невесте - девятнадцать.
Автопортрет «Дюрер великолепный»
«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер.»
«Дюрер великолепный». Автор: Альбрехт Дюрер.
К 26 годам он не только возмужал, но и стал знаменит и востребован. Этот автопортрет "своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник, а художник, а значит, божий избранник." В те годы в Германии, в отличие от Италии, художников продолжали еще считать ремесленниками.
«Автопортрет в шубе»
«Автопортрет в шубе в возрасте 28 лет». 1500. Автор: Альбрехт Дюрер.
На этом холсте мастер изобразил себя фронтально - так принято было писать только святых. Прозрачный «взгляд в вечность», красота облика и жест руки подобен жесту благословения полностью уподобляет его Христу. Осознанное изображение себя в образе Иисуса на первый взгляд современному зрителю кажется дерзостью, но в те времена Альбрехт, будучи глубоко верующим и богопослушным, считал иначе. Один из современников писал о нем: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслуживал порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
Дюрер обнажённый
«Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы, … довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени...»
Обнаженный Дюрер. Автор: Альбрехт Дюрер.
Это изображение было беспрецедентным и шокирующим для Германии Позднего Средневековья, где не принято было позировать обнаженными. Поэтому Дюрер, двигаемый интересом естествоиспытателя, изобразил обнаженным собственное тело.
Автопортрет Дюрера как «мужа скорбей»
(1522). Автор: Альбрехт Дюрер.
На этом позднем графическом автопортрете органично соединены две установки более ранних работ: использование своего обнажённого тела и в некоторой степени отождествление себя с образом Христа. Здесь художнику 51 год, он немного болен, но все еще в форме. Более "старым" он себя никогда больше не изображал.
Дюрер с любопытством наблюдал за возрастными изменениями внешнего облика окружающих, но сам очень боялся смерти и старости. Он знал, что весьма привлекателен, поэтому тщательно заботился о своей внешности, что видно по его автопортретам. А еще он имел склонность к меланхолии, которая мешала временами ему работать. По записям в его дневнике можно судить, что он был болезненным, дотошным и скрупулезным, почти занудой.
Зарисовка для доктора. Автор: Альбрехт Дюрер.
К 55 годам Дюрер тяжело заболел. Предположительно у него была опухоль поджелудочной железы. О чем свидетельствует набросок его фигуры для письменной консультации у доктора.
Дюрер умер в 57-летнем возрасте. Похоронен был как нюрнбергский ремесленник - без почестей. Но вскоре был подвергнут эксгумации, на которой настояли почитатели его творчества, для того, что бы снять посмертную маску. А волнистые локоны Дюрера обрежут и разберут на память.
Семья Альбрехта Дюрера в портретах
Барбара Дюрер - мать художника, ожидающая семнадцатого ребенка. На портрете ей тридцать девять, а сыну художнику в то время было только восемнадцать.
Мать. Барбара Дюрер. (1490). Автор: Альбрехт Дюрер.
Альбрехт-младший, названный в честь отца, был третьим ребенком по счету из восемнадцати детей в семье Дюреров. Выжило из них - восемь, а дожило до зрелого возраста трое сыновей.
Мать. Барбара Дюрер.(1514). Автор: Альбрехт Дюрер.
А этот портрет Барбары написан за два месяца до смерти, ей едва исполнилось 63 года. Она пережила своего мужа на 12 лет.
Отец. Дюрер Альбрехт-старший. (1490). Автор: Альбрехт Дюрер.
Альбрехт-старший - "золотых дел мастер", был венгром, преселившимся когда-то в Нюнберг в Германию. Свою венгерскую фамилию, происходящую от слова "дверь" он дословно перевел на немецкий - Thürer, которая позже преобразовалась в Dürer.
Отец. Дюрер Альбрехт-старший. (1497). Автор: Альбрехт Дюрер.
Отец мечтал, что сын пойдет по его стопам и станет ювелиром. Но этому не суждено было сбыться. Сын стал знаменитым художником. Судя по количеству детей, рождаемых Барбарой почти ежегодно, Альбрехт-старший обладал незаурядным мужским темпераментом, и прожил довольно долгую на то время жизнь - 75 лет.
И как насмешка судьбы над плодовитым отцом - ему не суждено было стать дедом. Ни один из его сыновей не имел потомства. Род Дюреров прервался.
Брат. Дюрер Эндрюс.(1500) Автор: Альбрехт Дюрер.
Эндрюс Дюрер - четырнадцатый ребенок в семье, унаследовавший профессию отца. Он прожил дольше всех братьев - до семидесяти одного года.
Брат. Дюрер Ганс. (1506). Автор: Альбрехт Дюрер.
Ганс Дюрер - семнадцатый ребенок в семье, как и брат стал художником и гравером. Служил придворным живописцем при короле Сигизмунде I. Умер в Кракове в возрасте сорока восьми лет.
Брак с Агнес Фрей, дочерью богатого купца и механика, был браком по расчету. Альбрехт Дюрер-старший надеялся на большие возможности этого союза: с Агнес должно было прийти сыну не только приданое, но и прочное положение в обществе.
Портрет Агнес. 1497. Автор: Альбрехт Дюрер.
Отношения между супругами были более чем сдержанные, виделись они не так часто: за обедом или за ужином в столовой, если муж не уходил в таверну. Особенностью брака Дюреров была их бездетность, которая рассматривалась обществом как кара небес.
Агнес Дюрер в образе святой Анны, матери Девы Марии.( Агнес в белом одеянии в возрасте 46 лет) Автор: Альбрехт Дюрер.
Из за базедовой болезни внешность Агнес вряд ли можно было назвать привлекательной. И Дюрер откровенно ей изменял.
Друг Альбрехта - Виллибальд Пиркхаймер, хоть и был гуманистом, после смерти художника не скупился в письмах на проклятия в адрес вдовы Дюрера: "... и скаредина, и вредная баба, и в могилу художника раньше времени загнала, заставляя его, больного, работать, чтобы выжать лишнюю копейку."
Жена. Агнес Дюрер. Автор: Альбрехт Дюрер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий