среда, 9 августа 2017 г.

Драматическая судьба первого российского киномагната: Почему имя Александра Ханжонкова было предано забвению

Первый российский киномагнат Александр Ханжонков | Фото: ksovd.org


8 августа исполняется 140 лет со дня рождения Александра Ханжонкова – одного из основателей российского кинематографа, выдающегося кинопромышленника, создателя первой киностудии в Москве и ее филиала в Ялте. Благодаря ему зажглась звезда Веры Холодной и вышел первый полнометражный фильм, именно он установил эталон «качественной русской фильмы». Но на склоне лет один из крупнейших предпринимателей и киномагнатов был отстранен от кинематографа и доживал свои дни в забвении и лишениях.





Александр Ханжонков | Фото: persons-info.com


Александр Ханжонков был потомственным казаком и очень гордился своим происхождением. Он родился в 1877 г. в семье отставного казачьего офицера, состоявшего в почетном карауле при короновании Александра II. История его рода брала начало в XIII в. и связывалась в семейных легендах с именем половецкого хана Женкова, потомки которого стали казаками. Александр Ханжонков окончил юнкерское училище и был принят в один из лучших казачьих полков – Донской первый. Он участвовал в русско-японской войне, после которой по состоянию здоровья был уволен в запас. 



Александр Ханжонков с сестрой и с матерью | Фото: persons-info.com


В таких случаях полагалось выходное пособие в 5 000 рублей, и у Ханжонкова не было сомнений в том, куда пустить эти деньги – после того, как он увидел люмьеровское «Прибытие поезда», он навсегда заболел кинематографом. Поэтому все полученные деньги Ханжонков вложил в кинопромышленность. В первое время фирма «А. Ханжонков и Ко» занималась только прокатом зарубежных фильмов и «съемками с натуры» (выезды императорской семьи и военные парады), а с 1907 г. начала производить собственные. Так появилась первая в Москве фабрика по производству кинолент. 



Александр Ханжонков – первый слева | Фото: ksovd.org


В 1911 г. студия выпустила первый полнометражный фильм – «Оборона Севастополя». Для его съемок Николай II бесплатно предоставил режиссеру регулярные войска для массовки. Бюджет фильма был по тем временам немыслимым – 40 000 рублей. Картина произвела на императора такое впечатление, что он тут же принял решение обложить кинопроизводство налогом. В следующем году студия Ханжонкова стала лидером по выпуску кинокартин в России, а в 1913 г. кинопромышленник открыл первый «электротеатр» – самый большой в стране кинотеатр «Пегас». К 1914 г. компания киномагната контролировала треть проката в России, выпустив сотни фильмов. Весной 1917 г. Ханжонков основал филиал своей студии в Ялте, с которого началась история Ялтинской киностудии. 



Ялтинская киностудия, основанная выдающимся кинопромышленником Ханжонковым | Фото: ksovd.org


Александр Ханжонков был единственным из русских кинопроизводителей, кто занимался выпуском образовательных фильмов. Созданный им специально для этого Научный отдел с помощью ведущих российских специалистов снимал фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике и медицине.



Александр Ханжонков и его компания | Фото: ksovd.org




Александр Ханжонков – первый справа | Фото: ksovd.org



После революции его судьба сложилась непросто. В 1920 г. промышленник принял решение эмигрировать. За рубежом он пытался наладить кинопроизводство, финансировал эксперименты со звуковым кино, предлагал участвовать в съемках эмигрировавшим театральным артистам, но лишь безуспешно истратил все свои сбережения. В 1922 г. нарком просвещения Луначарский предложил ему вернуться на родину. Ханжонков принял предложение и переехал в СССР. Он работал киноконсультантом и какое-то время – директором одной из студий Пролеткино. 



Кинопромышленник Ханжонков с дочерью и зятем, 1944 | Фото: persons-info.com




Ханжонков со второй женой в последний год жизни | Фото: persons-info.com


Спустя 4 года промышленника арестовали «за перерасход средств и невыполнение плановых обязательств». Его приговорили к шести месяцам тюрьмы, но амнистировали в зале суда. Хотя Ханжонкова освободили, он был лишен всех гражданских прав и к тому же больше не имел права заниматься кинематографом, что для него было самым большим наказанием.



Первый российский киномагнат Александр Ханжонков | Фото: persons-info.com




Александр Ханжонков | Фото: kino-teatr.ru и peoples.ru


Из-за резкого ухудшения здоровья бывший киномагнат поселился в Ялте, где он вел почти нищенское существование. Ханжонков отправил отчаянное письмо председателю кинофотоуправления СССР: «Мое положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою». В середине 1930-х гг. его реабилитировали и назначили скромную пенсию. Ханжонков занялся написанием мемуаров, которые вышли только в 1937 г. в сильно сокращенном виде. 



Могила Александра Ханжонкова | Фото: ksovd.org




Памятник Александру Ханжонкову в Ростове-на-Дону | Фото: russkiymir.ru


В годы ВОВ бывший промышленник оставался в Ялте, в том числе и во время ее оккупации, чем позже опять навлек на себя обвинения. Вскоре после Победы Ханжонков скончался. На тот момент ему было 68 лет. Долгое время его имя оставалось незаслуженно забытым, а его картины называли «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинопромышленнике вспомнили вновь. В 1991 г. был открыт «Дом Ханжонкова», превратившийся впоследствии в уникальный фестивальный центр.



Памятник Александру Ханжонкову возле Ялтинской киностудии