четверг, 12 апреля 2018 г.

Не только Микеланджело: забытые скульпторы эпохи Ренессанса



Тильман Рименшнайдер, "Ангелы, поющие и играющие на музыкальных инструментах".
Скульптура Возрождения ассоциируется с великолепными работами Микеланджело – массивными, мощными, прославляющими человеческий дух и тело. Однако Ренессанс охватил не только Италию и воплощен в скульптурных работах множества мастеров на территории Европы. Одни вовсе не следовали античному образцу, другие, наоборот, стремились к сходству своих работ с древнеримскими и древнегреческими, а третьи почти шокировали натурализмом. Их творчество не снискало популярности у потомков, но сейчас подкупает свежестью, наивностью и обаянием несовершенства.




Тильман Рименшнайдер


На границе поздней готики и Северного Ренессанса (1500-е годы) в Германии, в городе Вюрцбурге, жил и работал скульптор Тильман Рименшнайдер. Его деревянные скульптуры, изображающие Богоматерь и святых, поражают одухотворенностью тонких лиц и детализацией одежды. 



Тильман Рименшнайдер, алтарь церкви святой Марии.



Как все готические мастера, он нивелировал телесность, но брался и за изображение обнаженной натуры – например, скульптуры Адама и Евы для портала церкви святой Марии. Он создавал алтари, надгробья, скульптуры, предназначенные для порталов храмов, но по большей части они или утеряны, или разрушены. Рименшнайдер восхищался красотой дерева и совершил свою маленькую революцию: отказался от окраски и золочения деревянных религиозных скульптур. 

Нередко своим скульптурам он придавал черты тех, кто восхищал его в жизни. В первой Мадонне проявился образ молодой соседки, в которую он когда-то был влюблен. Однажды посланник епископа даже упрекнул его: «Все Богоматери похожи на вашу жену Анну!».



Скульптурные работы Тильмана Рименшнайдера.



К 1500 году он стал одним из самых популярных скульпторов Германии, ему принадлежало несколько домов и виноградник, он даже успел побывать бургомистром Вюрцбурга. Во время междоусобных войн художник был взят в плен и подвергнут пыткам. Частичная конфискация имущества не ввергла его в нищету, но впоследствии он уже не получал крупных заказов. Существует легенда, что великий немецкий скульптор просто больше не мог работать – во время пыток ему сломали обе руки. Творчество Рименшнейдера было надолго забыто, и лишь XIX век с его ностальгией по искусству былых веков заново открыл его творчество. 

Лука делла Роббиа


Делла Роббиа - важнейший флорентийский скульптор кватроченто, изобретатель глазурованной терракоты. Известно о нем очень мало. Поначалу он работал с мрамором, выполнив, например, рельефы певческой трибуны городского собора во Флоренции. Затем его заинтересовал вопрос создания долговечного материала для скульптуры, способного заменить мрамор и бронзу, дорогие и тяжелые в работе. Майолика использовалась и ранее, однако делла Роббиа определил, как сделать ее «практически вечной», по словам Вазари, и первым применил в скульптуре. 



Лука делла Роббиа, "Женский портрет".



Он украсил глазурованными рельефами множество знаменитых храмов. Его работы – яркие, жизнерадостные, пластически тонкие, изящные и немного наивные, в них нет страданий, драматического напряжения.



Лука делла Роббиа, рельеф "Благовещенье".



Прерафаэлиты были так восхищены его творчеством, что в Англии была открыта мануфактура, создававшая майолику "под делла Роббиа". 



Лука делла Роббиа, "Мадонна в храме Орсанмикеле".




Жан Гужон


Творчество Жана Гужона развивалось на пике французского Возрождения. Он родился и рос в Руане, центре готического искусства, но противился его экстатическим формам. Он сочетал дух греческой античности с национальными художественными традициями, создавая строгие, одухотворенные скульптуры с чистой, почти аскетичной пластикой, предельно идеализированные. 



Жан Гужон, "Диана-охотница".



В его творческом языке нет места экспрессии, ярким эмоциям – только созерцательный покой, погружение в вечность, умеренность и целомудрие. Художники того времени были знакомы лишь с некоторыми римскими копиями древнегреческих скульптур, и остается загадкой, откуда Гужон узнал столько именно о классической древнегреческой скульптуре. Сам он называл себя архитектором и был очень популярен как инженер. В 1542 году он стал придворным мастером короля, работал над строительством Лувра вместе с Пьером Леско. 



Жан Гужон, кариатиды в Лувре.



В сотрудничестве с Леско он создает и «Фонтан Нимф», или «Фонтан Невинных» - одно из украшений Парижа по случаю въезда в город короля Генриха II. Это творение прославило Гужона как скульптора. 



Жан Гужон, нимфы "Фонтана Невинных".



Впоследствии он создавал множество рельефов и барельефов с античными мифологическими сюжетами. 
Во время религиозных смут Гужон опрометчиво встал на сторону про¬тестантов и был вынужден бежать, предположительно, в Болонью, где и умер в безвестности. 


Жермен Пилон


Французский скульптор эпохи Возрождения Жермен Пилон был выходцем из семьи резчика по камню. Его ученичество пришлось на переломный момент в духовной жизни Франции: Франциска I сменил Генрих II Валуа, увлечение античностью и гуманистическими идеями сменилось мрачными и тревожными учениями о загробном мире. Искусство, расцветшее при Франциске, быстро приходило в упадок, но Пилон не сдавался. Он начал работать в парижской корпорации ювелиров, что приносило ему неплохой доход. В то же время он сумел устроиться на службу ко двору. Для сада в Фонтенбло он создает деревянные фигуры античных богов, а затем Генрих II получает смертельную рану на турнире, и по заказу Екатерины Медичи Пилон создает надгробную скульптуру – «Три грации». Во Франции существовала традиция отдельного захоронения тела, внутренностей и сердца, и «Три грации» хранили золотую чашу, где хранилось сердце короля. 



Жермен Пилон, "Скорбящая Мадонна



Пилон добился большого влияния при дворе и начал выполнять надгробные скульптуры для аристократов и деятелей церкви – например, Генриха II и Екатерины Медичи, кардинала Рене де Бирага и Валентины Бальбиани, его жены. 



Жермен Пилон, надгробия Генриха II и Екатерины Медичи.



Пилон отказывается от идеализации черт, не придает им христианской покорности или спокойствия. Скульптура кардинала несет отпечаток его грубого и жестокого нрава, лицо Валентины печально, но и тени смерти в нем нет – она будто прилегла, задумавшись, в роскошном платье, рядом – ее любимая собачка. Оба надгробия великолепно детализированы. 



Жермен Пилон, надгробная скульптура Валентины Бальбиани.


Комментариев нет:

Отправить комментарий